Август. Часть родителей, наконец, вздохнула свободно - любимое дитятко пристроено в вуз. А вот другие пребывает в растерянности. На будущее нужно срочно искать единственно правильную дорогу в институт. Один из путей получения высшего образования предлагают народные избранники.
РОССИЙСКИЙ кабинет министров обсудил на днях перспективы и методы государственного образовательного кредитования. Дело это для России новое, а весь предыдущий опыт нам говорит, что всякие "западные штучки" и технологии при переносе на российскую почву выдают в нашем климате нечто особенное. Но студенты - народ живучий, поэтому, видимо, их и выбрали в качестве подопытных кроликов для нового эксперимента.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко в своем выступлении о концепции государственной поддержки образовательного кредитования отметил, что проект этот экспериментальный, то есть "венчурный". Для того, чтобы было понятно, какой смысл вкладывает министр в этот незнакомый многим россиянам термин, поясним, что же это такое.
Первоначально понятие "венчурный капитал" означает рисковый капитал, то есть деньги, вложенные в какой-нибудь неоднозначный с точки зрения прибыли проект. Подобная компания имеет самых разнообразных финансовых партнеров - банки, фонды, частные лица и т.д. Эти деньги, как правило, вкладываются в создание новых высокотехнологических проектов. После определенного отсева - дело-то новое, пойди, пойми, как все закрутится, - остаются наиболее перспективные, в работе с которыми венчурные фонды добиваются развития этих проектов в крупные компании, а стало быть - их многократного роста (до 1000 раз по сравнению с вложенными средствами).
Средняя доходность венчурных фондов составляет 30-40% годовых, но это не предел, наиболее удачливые и умелые выходят на доходность в 70-100% годовых.
Получается, что понятие "венчурный" по отношению к предполагаемому кредитованию применено в том смысле, что очень велика вероятность того, что бывший студент не найдет чем расплатиться по окончанию вуза, а значит кредитовавшая его компания может прогореть. Но потенциальных инвесторов успокоил глава Минэкономразвития Герман Греф. Он раскрыл секрет будущего успеха: управляющие компании будут получать вознаграждения в размере 2% от объема фонда и 20% полученной прибыли. "На этом можно заработать больше, чем одноразово украсть какие-то деньги", - заключил Герман Греф, на что Дмитрий Медведев не удержался от колкости: "Вам виднее".
Проект образовательного кредитования рассчитан на три года, срок начала - 2007 год. Участие в нем будут принимать федеральные вузы, на оплату обучения в которых и будут выдавать студентам кредиты.
Студентам предлагается три вида кредитов: основной, дополнительный и сопутствующий. Основной (на сумму 140 тыс. руб.) предназначен для оплаты обучения в вузе. Дополнительный можно использовать для оплаты соответственно дополнительного или второго высшего образования. Сумма его в два раза меньше - 70 тысяч. Ну, а сопутствующий должен быть интересен тем, кто вынужден оплачивать жилье и жить на одну стипендию, в среднем он составит 4,5 тыс. рублей.
Когда речь заходит о кредитах, у любого нормального человека сразу возникает вопрос: а как отдавать? Министры нашли ответ и на этот непростой вопрос. Фурсенко предложил погашать их в течение 10 лет после окончания вуза. Есть и другой вариант: погасить за счет государства. Но не "за спасибо". Государство погасит, но придется отработать не меньше трех лет по полученной специальности там, куда направят.
Возник вопрос с процентной ставкой: из-за ее поднебесной высоты сегодня образовательные кредиты не входят в число привлекательных. Фурсенко считает, что приемлемой является ставка в размере 12% в рублях и 10-14% в валюте. Нынешние 16-19% процентов годовых эксперименту не потянуть.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко, как лицо заинтересованное в кадрах, живо включился в обсуждение. Он предложил дополнительно изучить вопрос о расширении инструментов поддержки людей, заинтересованных в получении профобразования. Он также предложил не ограничивать перечень вузов, на оплату обучения в которых можно получить кредит. При желании, заявил Христенко, наши студенты должны получить право и возможность привлекать кредиты на обучение и в Оксфорде, и в Кембридже. "Перечень не должен быть ограничен государственными федеральными вузами, там должны быть и негосударственные, и, возможно, иностранные учреждения, - считает министр. - Нам главное, чтобы люди были умными, а не сметы пухлыми".
Кроме того, правительство приняло решение отодвинуть сроки введения Единого государственного экзамена на всей территории России еще на год. Признав при том, что эксперимент по введению в школах ЕГЭ "полностью себя оправдал". И привели в пример Тульскую область, где по итогам эксперимента вдвое увеличилось число абитуриентов из сельских школ, поступивших в вузы страны.