Игра войны

   
   

Шахматы?.. Два лагеря, каждый по шестнадцать фигур и пешек, символизирующих разные рода войск, застыли в безмолвии на 64-клеточной доске. Они словно ждут сигнала о начале битвы...

Появление этой игры в первые века нашей эры в странах Востока овеяно дымкой красивых легенд. Они повествуют о создании мудрой игры, способной дать неисчерпаемую пищу уму, упоение радостями бескровной битвы, утешение в превратностях человеческой жизни...

Среди многих древних мифов и народных преданий, поэтически переложенных гениальным персидско-таджикским писателем X века Абулькасимом Фирдоуси в поэме "Шахнаме" ("Книга о шахах"), есть два сказания о происхождении игры.

В "Рассказе о шатранге" говорится, что индийский раджа послал шаху Ирана Хосрову I Ануширвану шахматы для разгадки их сущности. Совсем по-другому рассказывает об изобретении шахмат в Индии "Легенда о Гаве и Талханде".

После смерти отца Джамхура началась междоусобица индийских царевичей Гава и Талханда, в ходе которой войско Талханда было разгромлено, а сам он внезапно скончался. Мать в отчаянии обвинила Гава в убийстве брата. Желая утешить ее и показать, что Талханд не был убит в сражении, Гав собрал мудрецов со всей страны... Один из них, "что в Индии доблестней всех и мудрей, поле войны начертал, движение войск и вождей указал"...

По правилам этой военной игры могли погибнуть в ходе сражения все - рух (ладьи) и конница, пехота и слоны, но только не шах (король).

И так о Талханде сказать пожелав,
Начало дал шахматам доблестный Гав.
Глядела на шахматы скорбная мать,
И слезы о сыне полились опять,
Так денно и нощно сидела она,
На шахматы глядя, печали полна.

Проходили века. Игра в шахматы становились достоянием все большего числа стран и народов. Среди военных, особенно командиров и полководцев, она продолжала ассоциироваться с реалиями настоящей битвы. Эти мотивы встречаются и в художественных произведениях. Например, в романе великого русского писателя Льва Толстого (1828-1910) "Война и мир" (вышел в 1869 году) нередко встречаются военно-шахматные сравнения. Но, как заявляет Толстой, взгляд на близость шахмат и войны носит чисто внешний характер, а по существу их законы и стратегия различны. Мнение Толстого выражают герои романа князь Андрей Болконский и Пьер Безухов в канун Бородинской битвы, явившейся кульминацией Отечественной войны 1812 года против нашествия армии Наполеона. Делясь мыслями о предстоящем сражении, два друга, Андрей и Пьер, затронули вопрос о роли полководцев в войне, и в частности Наполеона. А так как оба они играли в шахматы, их рассуждения, естественно, перешли на рельсы шахматных аналогий и сравнений.

"- Однако, говорят, он искусный полководец, - сказал Пьер.

- Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, - с насмешкой сказал князь Андрей.

- Искусный полководец, - сказал Пьер, - ну тот, который предвидел все случайности... ну, угадал мысли противника.

- Да это невозможно, - сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело".

И далее, объясняя разницу между войной и шахматной игрой, он подчеркнул: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

- А от чего же?

- От того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате".

Далее Толстой проводит идею, что одна из главных причин неизбежной победы русских в 1812 году - это состояние духа войска, защищающего свою родную землю от иноземных поработителей, народный характер войны.

Интересны в романе и шахматные изречения Наполеона, которые свидетельствуют о его в корне отличающемся отношении к войне. Если князь Андрей прежде всего обращает внимание на разницу между шахматами и войной, приносящей тысячам людей страдание и смерть (война - "самое черное дело в жизни, и потому не надо играть в войну..."), то Наполеон смотрит на войну именно как на игру, а на офицеров и солдат - как на фигуры и пешки в этой игре. Первые слова главы романа, посвященной событиям накануне Бородинского сражения, такие:

"Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:

- Шахматы поставлены, игра начинается завтра".

В ходе Бородинского сражения, когда благодаря героическим подвигам русских воинов французские войска, несмотря на свое численное превосходство, не могли сдвинуться с места, к императору то и дело подъезжали адъютанты с просьбами генералов о введении в бой резервов. Одному из адъютантов, посланных маршалом Мюратом с просьбой о подкреплении, он отвечал:

"Скажите Неаполитанскому королю, что еще нет полдня и что я еще недостаточно ясно вижу положение шахмат. Ступайте..."

Кроме шахматных аналогий при описании военных действий в романе много раз встречаются и другие упоминания о шахматах. Интересны в бытовом и психологическом плане встречи у шахматного столика Наташи Ростовой с Андреем Болконским, эпизод игры Веры Ростовой с Шиншиным, сражение за шахматной доской русских офицеров Трубецкого и Берга...

И это не случайно. Толстой был страстным любителем шахмат. Как раз к поре создания романа "Война и мир" относятся его слова, обращенные в письме к брату жены Александру Берсу (от 24 октября 1864 года): "Играешь ли ты в шахматы? Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты".

Свою привязанность к шахматам Толстой сохранил до конца жизни, часто играя с друзьями и знакомыми после напряженного литературного труда.

Смотрите также: