Леван Тутберидзе: "Среднего грузина не бывает"

   
   

ЛЕВАН Тутберидзе учился у таких мастеров грузинского кино, как Отар Иоселиани, Резо Чхеидзе, Тенгиз Абуладзе. Свой первый приз - за документальный фильм "Тушинский сыр" - Леван получил, когда ему только исполнилось 19 лет.

НА ПРОХОДИВШЕМ в ноябре Фестивале восточноевропейского кино в Котбусе был представлен его последний фильм "Поездка в Карабах", который был выбран из 100 других лент для проката в Европе.

О потерянном поколении молодежи 90-х, о старом грузинском кино и новой кинопродукции Грузии, о независимости, но не ценой предательства - в эксклюзивном интервью режиссера Левана Тутберидзе корреспонденту "АиФ. Европа".

Синдром войны

- ЕЩЕ в 90-е годы я прочитал роман талантливого молодого грузинского писателя Аки Морчиладзе "Поездка в Карабах", и у меня было такое чувство, что это я сам написал, - так близка мне была эта тема. Время гражданской войны в Грузии, война в Абхазии, распространение наркотиков среди молодых людей, состояние общей депрессии - все это я видел своими глазами, я там жил все эти годы.

Синдром войны пусть косвенно, но давит на людей, и он постоянно присутствовал в Грузии в 90-х годах, поэтому я считаю поколение, выросшее в эти годы, потерянным. Представьте: 18-летним парням, которые только начинали жить, дали в руки оружие, посадили их на наркотики. Это поколение выросло игрушкой в чужих руках. Герой моего фильма попадает в плен и там... чувствует себя лучше, чем дома. Он играет в Рэмбо, в неизвестного солдата, но даром это не проходит. Там есть одна фраза, которую я очень люблю: "Мне и война мешает, и мир мешает". Так вот, те молодые люди, которых коснулась война, так и остаются в вечном поиске себя в этом мире.

- "Грузинское кино", на котором выросло не одно поколение, прежде всего ассоциируется с удивительным жизнелюбием, искрометным, сочным юмором... Неужели это кино навсегда кануло в Лету?

- Да, грузинское кино было особенно поэтичным, легким... На смену ему пришло кино, наполненное тяжелой прозой. Но я думаю, что все временно, не может быть все время плохая погода, на смену ей все равно выглядывает солнце. И как раз сейчас в жизни грузинского народа период, когда облака расступаются.

Вы знаете, последние десять лет кино в Грузии не было. Когда я с друзьями взял в аренду кинотеатр "Амирани", он практически пустовал, а сегодня это самое тусовочное место в Тбилиси. Там и фестивали проводятся, и ретрокино показываем, и европейские фильмы, и коммерческие ленты.

Если в Болгарии, стране, ненамного превышающей нас по населению, 200 кинотеатров работают, то в Грузии я их пока могу по пальцам перечесть: в Тбилиси недавно открылся второй кинотеатр, еще в Батуми и Кутаиси.

- Как принял грузинский зритель вашу "Поездку в Карабах"?

- В Тбилиси очень любят этот фильм. Даже тинейджеры используют диалоги из него как приколы. А в Абхазии в связи с показом "Поездки в Карабах" полностью был парализован коммерческий прокат. После этого началось "движение" и среди бизнесменов, которые заинтересовались кинопроизводством. И это, наверное, самое главное для нас, режиссеров.

Политика вне людей

- Государство кинематограф как-то поддерживает?

- Уже два года, как в Грузии создан киноцентр. Нам обещают, что мы будем пока снимать два полнометражных фильма, а также несколько короткометражных и документальных. Правда, при этом режиссер должен найти продюсера, который оплатит 25% стоимости снимаемой картины. Но это уже что-то...

- В вашем фильме герои разных национальностей - армяне, азербайджанцы, грузины, евреи - общаются друг с другом на русском языке. Какую роль он еще играет в грузинской культуре?

- В Грузии у людей нет враждебности к иноязычным вообще и к русским в частности. Мы все выросли с этим языком, моя мать - педагог русского языка, преподавала в университете. Многие грузинские режиссеры учились в Москве, уважают русскую школу кино. Да, есть политика, которая вне людей. О независимости все мечтают, но не ценой предательства. Я не могу себе представить, что могут возникнуть какие-то барьеры между нашими народами и я не смогу свободно, как это до сих пор было, посещать своих любимых друзей в Москве.

Для меня как художника любой другой культурный творческий опыт особенно интересен. Во время съемок "Поездки в Карабах" у нас была интернациональная группа: оператор - серб, проживающий в Америке, чешская группа - по звуку, украинская - по свету, актеры - из России, Азербайджана, Армении, художники, продюсеры - из Грузии. В таком составе интересно работать, мы профессионально дополняем друг друга. И это очень важно - ведь нам приходится ориентироваться на очень взыскательного зрителя. Как у нас в Грузии шутят, "среднего грузина не бывает: или он первый, или совсем последний".

Смотрите также: