Вручение премий культурной ассоциации имени Эннио Флайано "Серебряный Пегас" происходило в торжественной обстановке. В зале, на сцене за столом президиума сидели известные представители кинематографического мира Италии.
Каждый из награжденных за вклад в развитие киноискусства должен был сказать несколько слов. Поднявшись на сцену, советский сценарист А. Миндадзе, автор сценариев фильмов, поставленных кинорежиссером В. Абдрашитовым ("Слово для защиты", "Поворот", "Охота на лис", "Остановился поезд", "Парад планет"), сказал: "Я рассматриваю эту награду как свидетельство признания советскому кинематографу. И как поддержку людям моей профессии, творящим на стыке литературы и кино".
Потом А. Миндадзе спустился со сцены в зал, уступая дорогу другим лауреатам - выдающимся итальянским актерам Джульетте Мазине и Витторио Гасману...
КОРР. Александр Анатольевич, расскажите подробнее, что это за премия, кто ее присуждает?
МИНДАДЗЕ. Эннио Флайано - известный итальянский писатель и киносценарист, работавшей с Федерико Феллини, Микеланджело Антониони. Его именем и была названа ассоциация, которая ежегодно, начиная с 1974 г., присуждает "Серебряных Пегасов" людям различных кинематографических профессий, в том числе сценаристам. Мне эта награда была присуждена, как было сказано, "за литературную деятельность последних лет". За несколько дней до вручения премии с успехом прошла ретроспектива советских фильмов, авторами которых мы с В. Абдрашитовым являемся.
КОРР. В последние годы наши художественные фильмы не так уж часто становились лауреатами международных кинофестивалей. Тем более для нас, кинематографистов и зрителей, так важен ваш успех. Фильм "Парад планет" снискал широкий положительный отклик прессы на Международном кинофестивале в Венеции в прошлом году. Он, кстати, является фильмом - победителем Международного кинофестиваля в другом итальянском городе - Авелино. "Охота на лис" премирована в Сан-Ремо.
МИНДАДЗЕ: А Владимир Гостюхин был отмечен премией за лучшую мужскую роль. Но, конечно, самой дорогой для нас наградой стала Государственная премия за фильм "Остановился поезд".
КОРР. Своеобразие вашего творческого почерка, очевидно, связано с исследованием нравственного мира современного советского человека. Причем вы отказываетесь при этом от какой-либо "лакировки", считая и доказывая, что еще предстоит решить, много проблем... Именно поэтому ваши фильмы имеют "свое лицо". Их гражданский пафос если еще и не убеждает всех зрителей, то, во всяком случае, заставляет о многом задуматься. И, конечно же, о себе самом, о личной гражданской, нравственной позиции. Я думаю, что ваши герои, положительные и отрицательные, демонстрируют принципиальное неприятие вами "эгоизма", разрушающего не только коллективистские принципы нашей жизни, но и душу человека.
МИНДАДЗЕ. Действительно, мне одинаково интересны все мои герои, которых я не делю на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных. Таких героев ведь и в жизни нет. Есть просто люди - разные люди. Но они обретают в моих сценариях ту или иную "окраску" - в зависимости от обстоятельств и своего в них поведения. А это уже проявление позиции автора - она должна быть бескомпромиссной, когда необходимо отделить "добро" от "зла" и защитить "добро".
КОРР. Вы всегда находили понимание своей позиции?
МИНДАДЗЕ. Нет, не всегда. Точнее сказать, не у всех и не сразу. Тем более что работать нам пришлось в достаточно сложных обстоятельствах, когда более "желательными" были совсем другие фильмы... Помню, что в момент сдачи в Госкино СССР нашей "Охоты на лис" один из ответственных работников потребовал сделать "поправки" - ему показалось, что жизнь героя выглядит "сумеречной", интонация картины - "минорной", а история взаимоотношений между главными героями, молодым рабочим и подростком, оказавшимся в исправительно-трудовой колонии, - "странной и непривычной". Человек хотел помочь другому человеку - что в этом "непривычного"? Хорошо, что руководитель Госкино, посмотрев картину, дал указание - "вернуть" вырезанные куски. И все же фильм вышел в прокат в очень небольшом количестве копий и с "отредактированным" финалом...
КОРР. В "Советской культуре" кинорежиссер В. Абдрашитов писал, что "Охота на лис" предвосхитила наши сегодняшние заботы. И пожаловался, что показывают этот фильм крайне редко.
МИНДАДЗЕ. Копий-то было напечатано мизерное количество. Куда больше "повезло" нашему фильму "Остановился поезд" - его напечатали "нормально". Но собрал он всего 8-10 млн. зрителей - считается, что это "мало". Но, во-первых, этот фильм и не задумывался нами как "коммерческий", мы прекрасно понимали, что разговор о совести, об ответственности за дело, которому служишь, - это очень серьезно, зритель должен к нему подготовиться, а на это нужно время... А во-вторых, "Остановился поезд" во многих местах просто не демонстрировался - кому-то показалось, что ситуация "одинокий герой и мафия" - это скорее "там", "у них"... Наш фильм призывал и призывает бороться, чего бы это ни стоило, с теми, кто безответственно пытается "прикрыть" деяния, подлежащие уголовной ответственности, наносящие всем нам материальный и нравственный урон. Кстати, тот же ответственный работник Госкино пытался "приложить" руку с ножницами и к этому фильму...
КОРР. Как же вы все-таки "устояли"?
МИНДАДЗЕ. Во-первых, мы были не одни. Перед нами был пример наших учителей, не в прямом, но нравственном смысле, - В. Шукшина, Г. Шпаликова, Е. Григорьева, Ю. Райзмана, которые всем своим творчеством утверждали необходимость гражданской честности и мужества, творческой целеустремленности, несмотря ни на что. Только благодаря этому мы смогли, как вы говорите, "устоять". А во-вторых, у нас есть единомышленники и на киностудии "Мосфильм", и в Госкино, а самое главное - это зрители наших фильмов, от которых мы не раз слышали слова признания и поддержки.
КОРР. "Парад планет"... Как рождался замысел этого фильма? Как он осуществлялся? Чем вы объясняете его международное признание?
МИНДАДЗЕ. Замысел "Парада планет" родился у меня на военных сборах - захотелось рассказать о людях, которые из мирной обстановки вдруг попадают "на войну". И рассказать об этом средствами традиционного реалистического кино. Но вдруг возникла идея с их условной "гибелью" во время учений. Как поведут себя живые люди в ситуации, когда они "мертвы", - вот что было интересно! Оказалось, что они пытаются не следовать давно сложившимся в их жизни стереотипам поведения - они как бы поднимаются "над собой", и тогда становится видна их подлинная и замечательная сущность...
Этим, как мне кажется, и объясняется успех "Парада планет", в том числе и за рубежом. Например, итальянская пресса писала о том, что нам с Абдрашитовым удалось проследить процесс раскрытия, взлета человеческих возможностей, когда человек демонстрирует лучшие стороны своего "я". А ведь на Западе в человеке многие разуверились...
КОРР. Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы вернуть советскому кинематографу по праву принадлежащее ему место в панораме мирового кино?
МИНДАДЗЕ. Все, конечно, зависит от идейно-художественного уровня нашего, кино, от качества наших фильмов. Снизился авторитет наших картин за рубежом? Действительно, фильмами-шедеврами мы зрителей не избаловали. Но, кстати сказать, сейчас вообще таких фильмов в мире очень мало, в том числе и в Италии. Поэтому каждый заметный фильм, где бы он пи был создан, сразу же оказывается в центре внимания. Именно этим я бы и объяснил успех наших с В. Абдрашитовым картин.
Но самое главное - надо отдавать себе отчет в том, что именно сейчас создалась особенно благоприятная обстановка для проникновения наших фильмов на зарубежный экран. Мировое общественное мнение с огромным интересом следит за мирными инициативами нашей страны. От нас ждут больших свершений, в том числе и в области кинематографа. Мы не имеем права обмануть эти ожидания.
Беседу вел В. ИВАНОВ.