Купил билет - имеешь право

   
   

В ЯНВАРЕ Европейский верховный суд отклонил иск Международной ассоциации воздушного транспорта и Европейской ассоциации малобюджетных авиакомпаний и оставил в силе новые правила авиаперевозок, действующие на территории Евросоюза с февраля 2005 г.

ПРАВДА, руководство некоторых компаний собирается обжаловать европейские нормативы в национальных арбитражных судах. Авиаперевозчики считают новые правила чересчур дорогостоящими. Директива Европейской комиссии заставляет авиакомпании платить клиентам компенсацию, если пассажир по вине перевозчика не может улететь тем рейсом, на который он купил билет. От 250 евро, если речь идёт о коротком рейсе, до 600 евро для полётов на расстояние более 3,5 тысяч километров (см. таблицу). По старому закону от 1991 г. компенсация не превышала 390 евро, причём на неё могли рассчитывать только пассажиры регулярных рейсов. При отмене полёта компенсации вообще не было предусмотрено.

От винта!

ПОД ДЕЙСТВИЕ новой директивы попадают регулярные и чартерные рейсы всех авиаперевозчиков, работающих на территории 25 стран ЕС. Причём авиакомпании из третьих стран (например, России) тоже должны подчиняться правилам в отношении своих самолётов, которые улетают или приземляются в Евросоюзе. Но за границами ЕС закон силу теряет.

Итак, в случае отмены полёта по вине авиакомпании пассажиру (помимо компенсации, на выплату которой компании даётся семь дней) предоставляется право выбрать другой рейс или получить обратно деньги. Перевозчику не придётся платить лишь в случае, если пассажир будет предупреждён за две недели или ему дадут возможность улететь другим рейсом без серьёзной потери во времени.

Если пассажиры застряли в терминале из-за задержки рейса, авиакомпания обязана обеспечить пострадавших едой, напитками, связью, а при необходимости - и ночлегом. Все это, разумеется, бесплатно. Возмещение ущерба будет зависеть от дальности перелёта и времени ожидания в аэропорту.

Кто лишним будет?

ОТДЕЛЬНО Еврокомиссия позаботилась о жертвах овербукинга, из-за которого ежегодно в Европе страдают около 250 тысяч человек. Овербукинг - практика продажи большего числа билетов, чем мест в салоне, - позволяет перевозчику гарантировать полную загрузку рейса. Но не без издержек: допустим, приехали вы в аэропорт, пытаетесь выкупить забронированный билет или зарегистрироваться на рейс, а мест, оказывается, нет. Директива требует, чтобы авиакомпания, прежде чем отказать "лишнему", бросила клич и попыталась отыскать пассажира, который добровольно (за компенсацию) уступит своё место. Если такового не найдётся, пострадавшему выплачивают деньги.

Впрочем, действие закона не распространяется на случаи, когда самолёт не поднялся в воздух из-за форсмажорных обстоятельств или неожиданно возникшей угрозы для безопасности полёта. Авиакомпании считают это дискриминацией. По данным европейской организации по безопасности воздушного движения Eurocontrol, плохая погода и вопросы безопасности становятся причиной задержки менее 20% рейсов, 48% полётов задерживаются по вине авиакомпаний, зато каждый третий - из-за диспетчеров или напряжённого трафика. Крайне недовольны законом и малобюджетные авиаперевозчики, политика которых - экономия и ещё раз экономия. Почему, задаются они вопросом, клиент, заплативший за билет несколько десятков евро, может рассчитывать на компенсацию в несколько сотен? А штрафы за нарушение правил - приличные: в случае отказа возмещать ущерб авиакомпания будет наказана контрольными органами на сумму, превышающую 7 тыс. евро.

К слову сказать, два года назад в США не стали принимать похожие правила. Возникло опасение, что авиакомпании будут стремиться "в воздух" любой ценой. И платой может стать безопасность пассажиров.

Смотрите также: