В ПРОШЛОМ номере мы в очередной раз напомнили читателям, что въезд на территорию столичных аэровокзалов на личном автотранспорте до сих пор остается платным, что можно и нужно расценивать как нарушение сразу нескольких прав человека. Конституция гарантирует нам свободу перемещения, Гражданский кодекс - свободу договора, а закон "О защите прав потребителей" - такие условия договора, которые бы не ущемляли эти самые права. Проще говоря, навязывание услуг платной парковки является недопустимым. Но, оказывается, посетитель аэропорта мог бы побороться за свои права и на ином поприще. Например, потребовать, чтобы его БЕСПЛАТНО ПУСТИЛИ В ТУАЛЕТ.
Признайтесь, не каждому из нас придет в голову, что надпись "Вход платный", украшающая дверь в ватерклозет, можно трактовать как навязывание договора о предоставлении услуг. Тем более если где-то-тут-недалеко есть еще и бесплатный. Такая картина, скажем, наблюдается во "Внуково": за 10 руб. вас пропустят в светлую и просторную (можно сказать, огромную) уборную, вход в которую виден издалека. А если вас душит жаба на предмет расставания с червонцем, то отправляйтесь в другой зал, где места общего пользования потемнее и потеснее и не отыскиваются с первого раза, но зато абсолютно дармовые.
Вообще, по мнению правозащитников, в цену авиабилета косвенным образом уже входит тариф за пользование туалетом в стенах аэропорта, а значит, налицо опять-таки навязывание платных услуг. Так считают в аппарате Уполномоченного по правам человека Олега Миронова. "Авиакомпании оплачивают содержание привокзальных площадей и внутренних помещений, которые обеспечивают элементарный комфорт пассажиров. И эти суммы затем включаются в стоимость билета как сборы за пользование аэровокзалом, - поясняет сотрудник Управления по восстановлению прав граждан Олег Францкевич. - Проще говоря, пассажир платит за крышу над головой, за теплый зал, где он будет дожидаться самолета, и, конечно, за возможность отправлять элементарные естественные надобности. Поэтому он вправе настаивать на том, чтобы его пустили в туалет бесплатно".
В дирекции аэропорта "Быково" нам подтвердили, что "брать деньги за посещение туалетов - нонсенс, ни в одном зарубежном аэропорту такого нет". И даже зачитали выдержку из приказа государственной службы гражданской авиации, утвержденного Минюстом в марте прошлого года, где перечислено, за какие услуги в зоне и здании аэропорта не взимается плата. Наряду с медпунктом и услугами справочно-информационной зоны там фигурируют места общего пользования.
Странно, что в Международной конфедерации обществ потребителей пока еще не сталкивались с жалобами граждан на туалет аэропорта "Внуково". Что отсюда следует? Только то, что мы сами не знаем своих прав и любую надпись "Вход (въезд, проход etc.) платный" по-прежнему воспринимаем только как обязанность - открывать кошелек и платить, платить, платить...