Вкусы современной молодежи определяются одним словом - "мода". Но как можно записываться в очередь на Пелевина только потому, что его перечитали все твои друзья, и отправлять в мусорный ящик потрепанные книжки своих родителей? Наверное, если и есть в нашей стране подростки, зачитывающиеся романом Островского "Как закалялась сталь" по собственному желанию, то сей факт они всячески скрывают. Даже из школьной программы Николай Островский выкинут, а не так давно он был символом поколения.
Так почему сейчас нещадно отметают всех советских писателей? Ведь не все они писали про светлое будущее, следуя указам Сталина; некоторые рассказывали, о молодежи. Например, "Республика ШКИД" была написана аж в 1926 году. Ее авторы - два подростка, бывшие воры, затем воспитанники "Школы имени Достоевского", Г. Белых и Л. Пантелеев. Они описывают время после революции, когда появилось множество беспризорников. Тогдашние "детки" тоже делали бизнес, только не на б/у-шных сотовых, а спекулировали хлебом. И жизнь у них была сложнее и опаснее. (Тем, кому это интересно, советую еще почитать "Педагогическую поэму" А. С. Макаренко.)
Все чаще встречается такой тип модных подростков, которые за всю свою жизнь прочитали всего одну книжку, главное, безумно популярную, и теперь мнят себя достаточно эрудированными, чтобы вести литературные беседы. Конечно, Кортасар и Борис Виан - прекрасные авторы, но разве можно считать человека образованным, если он не читал "Мастера и Маргариту" Булгакова? Вот так и получается, что все больше появляется подростков, которые при фамилии Чапаев вспоминают пустоту Пелевина, а Фурманов вроде как и ни при чем.
Жалко, что нынешняя молодежь настолько огрубела, что произведения советских авторов воспринимаются как агитация. Еще бы! Кого в наше время удивит "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви" Р. Фраермана - о нежном детском чувстве? Главные герои не занимаются сексом, не ругаются матом и не курят "план". Это история о русской девочке, которая любит мальчика, но сама этого не осознает; о мальчике, который любит девочку. Красиво и трогательно.
Дабы угодить вкусам нынешней молодежи, модное произведение принято разбавлять натуралистическими сценами и вульгарщиной. Неужели поэтому "Альпийская баллада" Василя Быкова не столь популярна, как "Желтая стрела"? Что может быть прекраснее рождения любви между юношей и девушкой посреди Альп? И неважно, что они заключенные, сбежавшие из концлагеря; неважно, что он белорус, а она итальянка.
В последние годы можно заметить тенденцию: подростки все меньше читают книги о Великой Отечественной войне. Это ужасно, что такие имена, как Юрий Бондарев, Борис Васильев, Владимир Богомолов, могут для кого-то прозвучать пустым звуком. Странно, глядя на бесконечную войну в Чечне, понимаешь, что война сейчас - это модно (звучит кощунственно, но факт). Почему же не модны книжки о войне? Потому, что страшно, хочется сделать вид, что нас это не касается. Люди XXI века абсолютно забыли значение слова дружба. Подростковые отношения меряются количеством вместе выпитой водки, "забомбленных" стен. Напрягитесь, какую книгу о друзьях вы читали последний раз? Почитать Владислава Крапивина, ранее советского, а теперь русского писателя, стоит. Он пишет для романтиков, для тех, кто верит, что хороших людей больше, для тех, кто мечтает о путешествиях и дальних странах, для тех, кто умеет фантазировать. В цикле "В глубине Великого Кристалла" есть чудесная повесть "Голубятня на желтой поляне", которую можно сравнить с книгами Рея Брэдбери.
Если меня попросят прочитать "Котлован" Платонова еще раз, я, скорее, сбегу в тундру. А кто-то сейчас рассерженно скажет, что перечитывал это произведение 10 раз. У каждого своя любимая книжка. Просто людям нужно помнить слова Лиса, сказанные Маленькому принцу: "Самого главного глазами не увидишь".
Смотрите также:
- Писатель - не кошка, чтобы лизать кормящие руки →
- Окопная правда Григория Бакланова →
- Почему молодежь не читает книг →