Автокатастрофа ставит точку?

   
   

В ДОЛГОЙ кровавой разборке внутри движения ветеранов афганской войны давно следовало поставить точку. Но кто бы мог предположить, что она будет поставлена именно так? Основной обвиняемый по делу о взрыве на Котляковском кладбище оправданный судом полковник Валерий Радчиков погиб в автокатастрофе на 79-м километре Минского шоссе. "Москвич" вдруг вынесло на встречную полосу, и он столкнулся с "Вольво". Что ж, на зимних подмосковных дорогах такое бывает... Но известность погибшего руководителя Российского фонда инвалидов военной службы и удивительная "своевременность" его гибели сделали эту автокатастрофу самым обсуждаемым ДТП, поднявшим волну слухов, домыслов и версий.

ЕСТЬ несколько фактов. Участок дороги был ровным, а "Москвичом" (переднеприводным!) управлял опытный водитель. Почему машина выскочила на "встречку", непонятно до сих пор. Если в правоохранительных органах и знают причину, то не сообщают о ней. Известно только, что личный водитель и охранник Радчикова Владимир Березуцкий заявил следователям: его "Москвич" никто не подрезал и на встречную полосу не вытеснял.

Березуцкому приходилось давать показания и раньше, на суде, где обвиняли его шефа. Водитель рассказал, как его пытались вербовать, добивались порочащих сведений о Радчикове. Эти свидетельские показания были одними из тех, что склонили суд к оправдательному приговору. Нынешние разговоры о том, что водитель якобы подставил пассажиров под удар встречной машины, мало похожи на правду. Владимир сейчас лежит в больнице с тяжелейшей травмой позвоночника...

Из троих его пассажиров погибли двое - Валерий Радчиков и Владимир Маркин. Один выжил - Олег Дашко, и он повторяет только, что в момент столкновения спал и не видел, что произошло. Водитель "Вольво", гражданин Литвы Арминас Раугас, "отделался" порезами и ушибами, но задержался на несколько дней в Москве, чтобы дать показания следствию. Судя по всему, они не противоречат основной (точнее, единственной) официальной версии: Радчиков погиб в результате несчастного случая.

Но если фатальное совпадение случайностей оказывается многим на руку, то неизбежно возникает вопрос: а вдруг оно подстроено? Можно ли исключить, что авария была спровоцирована? Так вот, теоретически подобную аварию организовать возможно. Если, например, ослепить водителя. Существуют лазерные излучатели, которые используются при обезвреживании террористов. Но спланированная автокатастрофа - это очень серьзная "человекоемкая" операция. Надо подобрать высокопрофессионального, специально обученного водителя. Необходимо контролировать большой участок дороги, где намечено столкновение. Одни расчеты требуют нескольких человек. Словом, посвященных будет слишком много: как минимум человек десять, с большими полномочиями и очень дорогой техникой. Соответственно велик риск утечки информации. А в таком деле лучше не "светиться". Тем более что людей, как показывает криминальная хроника, убивают более простыми способами. Снайпер на крыше, таблетка с ядом во флаконе с лекарством... При таком убийстве бывают только заказчик и одно-два промежуточных звена. Надежно и недорого. Скольких так уже убрали... Автомобильная авария - теракт гораздо более высокого уровня. И очень немногие структуры сегодня могут его выполнить.

Следователи не собрали 100%-ного количества доказательств по делу о взрыве на Котляковском кладбище так, чтобы они убедили суд. Обвинения строились на признаниях некоторых участников событий, полученных после того, как люди отсидели в СИЗО. А пребывание в наших СИЗО зарубежные гуманитарные организации приравнивают к пыткам. В числе собранных прокуратурой доказательств была и история еще с афганской службы Радчикова. Как он из-за двух выстрелов со стороны кладбища снес его ответным огнем с лица земли. Этот эпизод должен был убедить судей в неуправляемости и жестокости обвиняемого. Для взрыва на Котляковском кладбище он мог найти и взрывчатку, и исполнителей, но доказывать это надо было фактами. Теперь тупиковое дело будет скорее всего закрыто. Нет человека - нет проблемы.

Смотрите также: