Москва. Мэр не отфутболивает

   
   

СТОЛИЧНЫЕ префектуры за год получают около 50 тыс. писем от горожан. Само собой, в основном с жалобами. В первую очередь - на невыносимые жилищные условия (40%), а еще на "ракушки" во дворе, на грязь в подъездах, на новостройки перед окнами. По меньшей мере четвертая часть этих жалоб либо сразу, либо со временем дублируется посланиями лично "уважаемому Юрию Михайловичу". Изредка еще и президенту страны. А когда ни президент, ни мэр столицы, ни чиновники префектуры не оправдывают возложенных на них надежд, пакеты с копиями переписки с властью народ приносит в редакции. В том числе и в нашу. Но чем мы можем помочь? Если на пару президент с мэром и то не справились... "Мы лично к Лужкову обращались, - обычно заявляют обиженные горожане, как бы отвечая на наше невысказанное недоумение, - а он отфутболил письмо в управу. Везде бюрократия, на мнение простых людей чиновникам наплевать!"

Самый большой столичный авторитет по вопросам общения населения с властью - депутат Мосгордумы Владимир Плотников. Он был автором закона "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве" (1997 г.). И он же, как выяснилось, является идеологом новой редакции этого закона, которая пока только обсуждается столичными законодателями.

"Никого мэр не отфутболивает, - утверждает Владимир Константинович. - Он просто поступает... по закону. По Конституции народ осуществляет власть непосредственно в рамках территории, района проживания. Жалобы, которые возникают у людей, обязана рассматривать именно местная власть. А если это не происходит, то единственная возможность у жителей добиться своего - провести референдум. Но в нем должен участвовать весь район, а не только, например, жильцы ветхого дома, которые добиваются расселения. Даже протестов целого квартала против новой стройки недостаточно, чтобы ее отменить. Проблема в том, что средняя численность района столицы - это 70 тыс. чел. И не имеет смысла тратиться на опрос, потому что его результаты заранее очевидны. Жители, чьи окна выходят на стройку, конечно, против нее. А остальным, большинству, в общем-то, все равно".

Конституция да и Закон Москвы от 1997 г. только декларируют, но на самом деле не защищают ничьих мнений - ни жильцов дома, ни инвесторов, ни горожан в целом. Они не дают нам возможности что-то решать самим. К слову, новый проект столичного закона, который вызревает в гордуме, в этом смысле ничем не отличается от существующего. Но лишь если под "правом что-то решать" подразумевать немедленный запрет любых постановлений власти. Планируемых "усовершенствований" прав москвичей, строго говоря, всего два. Это введение обязательной для инвесторов выплаты "на благоустройство" в размере 1% стоимости стройки. И второе - наделение жителей правом создавать градостроительные общественные комиссии, с которыми муниципальные власти будут согласовывать спорные проекты.

Правда, сам законодатель Плотников сомневается, что коллеги проголосуют за поправку, обязывающую инвесторов выкладывать круглые суммы для компенсации жителям неудобств. А что касается градкомиссий, москвичи должны будут регистрировать их как органы территориального самоуправления. Но это процедура чуть ли не более затяжная и сложная, чем создание коммерческого предприятия. То, что столичным чиновникам "наплевать на мнения простых людей", не вполне соответствует истине. Просто мнений много. А универсального приема, как находить компромисс между ними, законодатели пока не придумали.

Смотрите также: