54

Не власть, а фикция

В ДРУГИХ цивилизованных столицах повседневные проблемы люди привыкли решать самостоятельно: через органы местного самоуправления, членов которого жители сначала выбирают, а потом с пристрастием контролируют. Москва - город особенный. Посему неудивительно, что у нас руководителя органа местного самоуправления (главу управы то есть) до недавнего времени выбирал мэр. Нет, потом "нужную" кандидатуру одобряли - члены другого органа местного самоуправления, советники. Но делали они это быстро и единогласно.

С НЕДАВНИХ пор все иначе. Районные управы переименовали в управы районов и официально "назначили" их территориальными отделениями префектур. Самоуправлением же на местном уровне отныне будут заниматься муниципальные образования. В общем, власть поделили. Только как-то неравномерно... Согласитесь, именно орган местного самоуправления должен заниматься проблемами ЖКХ, следить за районными стройками и давать "добро" на возведение торговых палаток. Ведь от этого во многом зависит комфортное существование жителей района. Но городские головы с таким раскладом не согласны. И правильно: если народ станет решать, нужен ли ему в пяти метрах от окон небоскреб, строительство элитного жилья непременно затухнет. Да и разреши дома обслуживать не только ДЕЗам, но и коммерческим фирмам, первые обязательно без работы останутся. Так что от греха подальше муниципальным образованиям на откуп отдали только вопросы опеки-наследования, снижения брачного возраста и еще полномочия по муниципальной собственности (правда, собственности этой у органов самоуправления нет).

Впрочем, все это не объясняет того, зачем столичным властям в срочном порядке понадобилось размежевывать управы и местное самоуправление. Ведь управские работники и раньше более чем лояльно относились к городским головам. Как выяснилось, не все. По словам депутата МГД Дмитрия Катаева, некоторые главы управ и вправду стали проявлять самостоятельность. А тут еще и закон подоспел, согласно которому с января текущего года органы местного самоуправления будут существовать не на целевые бюджетные фонды, которые выделяются из столичной казны, а на собственные бюджеты. Эти последние, согласно Конституции, должны формироваться из местных налогов и сборов (около 30 млн. руб. в год на район), а также из части региональных и федеральных налогов. В общем, сумма выходит кругленькая. Стоит ли говорить, что из всего многообразия муниципальные образования получили всего два налога: налог на имущество физических лиц и налог на дарение. В среднем выходит 6-8 млн. руб. в год вместо десятков миллионов.

Сейчас в столице создан Конгресс самостоятельных муниципальных образований (он объединяет органы самоуправления 10 районов). По словам Дмитрия Катаева, представители конгресса в суде собираются добиваться увеличения отчислений в районные бюджеты. Надеюсь, вместе с деньгами к "самоуправленцам" вернутся и обязанности, потому что слишком обременительно для рядовых налогоплательщиков отдавать по несколько десятков млн. руб. в год на нужды органа, который ведает лишь вопросами опеки-наследования.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно