Примерное время чтения: 6 минут
383

УКАЗ - НЕ ПРИКАЗ. Почему не выполняются законы

Вопрос такой же российский, как "кто виноват?", такой же вечный, как квартирный, и такой же риторический, как... Впрочем, вовсе не риторический.

В ЭТОМ ГОДУ Президент издал почти тысячу указов и полтысячи распоряжений. 28% из них касались государственного устройства, примерно столько же - экономики, 15% - социальных вопросов, 2% - охраны общественного порядка и т. д. Исполняются законы в нашей стране в среднем на 75%. Это данные президентского Контрольного управления, можно сказать, официальные. Согласитесь, если не знать всего остального, с такими показателями можно жить.

Откуда такие цифры берутся, мы сейчас попробуем объяснить. Возьмем, например, социальные указы (пенсии, зарплаты, пособия и т. д.). Показатели по ним даже выше средних - 80%. Как раз на эти 80% они состоят из сентенций типа "разработать программу" или даже проще - "предложить представить рекомендации". Потом проверяют: "Вам предлагали? Ну слава Богу". И в графе выполнения рисуют "птичку". Оставшиеся 20% - это положения, по которым требуется выплатить конкретные деньги, например погасить задолженность перед бюджетниками. Эти-то 20% и не выполняются.

Поэтому первая из причин, почему у нас не выполняются законы, звучит так: нет денег. На самом деле это никакая не причина. Это следствие. С позиции нормальной логики стоило бы сначала поинтересоваться, есть ли средства, и уже тогда что-то писать или, по крайней мере, подписывать. А вовсе не наоборот: сначала подписать, потом прочитать, потом подсчитать и выяснить, что денег нет.

Причина вторая. По каждому принципиальному вопросу существует как минимум два возможных (причем взаимоисключающих) и абсолютно законных варианта решения.

Например, Указом Президента за каким-то номером правительству Москвы велено продать ЗИЛу землю, на которой он стоит. На это правительство Москвы, ссылаясь на другой Указ, тоже с номером, отвечает, что земля в Москве не продается. После чего Государственное правовое управление (ГПУ) раскапывает третий Указ и объявляет, что продавать придется. Очевидно, что раз из одной бумажки можно понять, что землю продавать нельзя, а из другой - что можно, то, как ни крути, одна из них будет нарушена.

Причина третья - "синдром хорошего делопроизводителя". Указы надо выполнять основательно. А пунктов в каждом из них немало, и если хвататься сразу за все, то ничего путного не выйдет.

Лучший пример - Указ о борьбе с коррупцией. Он был подписан в 1992 году, где-то примерно между Гдляном - Ивановым и чемоданами Руцкого. Из шести пунктов 5 касались разных ограничений для чиновников, и всего один обещал им дополнительные блага. Сейчас из этих шести пунктов исполняется только один. Угадали, какой?

Параграф же, обязывающий всех госслужащих заполнять декларации о доходах, почему- то никого не вдохновил. То есть пробные бланки деклараций были сделаны. Но дальше произошел разрыв в цепи. По чьей вине или инициативе - теперь уже, конечно, не выяснить.

Писать о Законе "О ветеранах" - себе дороже. Потому что уже одним упоминанием мы вызовем шквал возмущенных писем с вопросом "Почему он не работает?!" Не знаем, почему. Не знаем! И те, кто писал его, не знают. И кто принимал - тоже. Только вряд ли это хоть в какой-то степени может вас утешить.

Причина четвертая - "отточенность формулировок". Скольких сил и здоровья стоит пенсионерам и "собесникам" одно то, что те, кто придумывал звание "Ветеран труда", не вспомнили о том, что у нас уже есть медаль, которая называется точно так же. Ясно, что тот, кто награжден этой медалью, является ветераном труда, хотя по Закону "О ветеранах" это вещи абсолютно разные.

Приблизительно такой же отточенностью формулировок страдают и наши "государевы бумаги".

Пятая причина. Классический образчик того, когда телега движется впереди лошади. Президент запросто может в Указе потребовать уточнить положения закона.., которого еще нет. Президент "указывает", например, объяснить людям, как получить лицензии на все виды деятельности на рынке ценных бумаг.

Его спрашивают: "А какие бывают виды?" Оказывается, еще не принят акт, где бы классифицировались эти самые виды. А ведь, казалось бы, чего проще тому же правовому управлению, где работает не одна сотня человек, обратить на это внимание своего Президента. Подождали бы, пока Дума примет закон, и на следующий же день выпустили бы в свет готовый указ. Такая должна быть хронология с точки зрения здравого смысла. Впрочем, кто здесь говорит о здравом смысле?

В каждых двух случаях из трех законы не выполняются не потому, что их кто-то не выполняет, а потому, что их просто невозможно выполнить: так они составлены, так они продуманы, так они обеспечены.

Еще, кажется, Николай I рекомендовал сочинять законы так, чтобы у народа возникала потребность обращаться за их толкованием к властям. Каждый акт, не успев выйти в свет, сразу обрастает комментариями, указами, постановлениями и дополнениями. А в связи с тем, что пояснения делаются так же, как и то, что они поясняют, множится и процент того, что не выполняется. Так что причина шестая - "привыкли руки к топорам".

Причина седьмая - самая банальная: "низкая исполнительская дисциплина" снизу доверху. В I полугодии ущерб от этого составил 156 млрд. руб. и 2 млн. долл. Подсчитали там, где поймали за руку.

Проверяли, например, Указ о загранкомандировках в центральных федеральных службах. Оказалось, что в 32 органах должностные лица катались в турне не за свой счет.

Но одно дело, если с законами мудрят где-нибудь в глубинке, и другое - в Москве, "наверху". В одном кабинете их сочинили, в другом - нарушили. Сегодня одобрили, завтра - наплевали. Хотя очень может быть, что в первом случае ущерб для государства будет больше. Это если считать по-бухгалтерски. А если по-человечески?

Утешает одно - как говаривал классик: "Счастье России в том, что плохие законы плохо исполняются".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно