Жив ли "Триумф"

   
   

САМАЯ роскошная и элитарная тусовка года - вручение российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф" - прошла в не менее роскошном и элитарном Белом зале Пушкинского музея. Вместе с и без того знаменитыми лауреатами, имена которых объявлял нынешний председатель жюри Олег Табаков, на сцене присутствовали молодые.

Дело в том, что впервые в этом году "Триумфом" были отмечены суммой в 50 тыс. долл. 20 человек (возраст до 30 лет), начинающие в искусстве. Среди них - актрисы Дина Корзун, Чулпан Хаматова, Галина Тюнина, Ирина Линдт, Полина Агуреева, пародист Максим Галкин, фотомастер Екатерина Голицина, Евгений Гришковец (его пьесы и моноспектакль "Как я съел собаку" - сенсации сезона, говорят даже, что он тянул на главный "Триумф", но не хватило одного голоса), Дельфин и другие. Они вышли по зову Зои Богуславской, координатора "Триумфа" и автора его идеи, получили по цветку и молча сели на сцене. Затем, по сценарию, молодняк должен был ее покинуть, о чем письменно внезапно оповестили ведущего Олега Павловича Табакова, строго заявившего: "Молодежь, уходите со сцены". Молчаливая молодежь послушно удалилась. Что же, молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет...

Церемония явно соблюдала строгий регламент. На сцену стали вызывать главных лауреатов - театрального режиссера Анатолия Васильева и театрального художника Игоря Попова (одна премия на двоих), великую Майю Плисецкую, поэтессу Юнну Мориц, музыканта Гидона Кремера, журналиста Юрия Роста (единственного, кто упомянул в благодарственной речи имя опального Березовского, финансирующего "Триумф"). Наконец-то заговорили затворники - Васильев (который вообще интервью не дает и с народом не общается) и Мориц (ее книжки не выходили последние десять лет, вышли лишь недавно и показали, насколько все ее стихи ко времени и по сути). Выпорхнула на сцену роскошная Майя (фамилии и титулов называть не нужно), по-балетному и "по-плисецки" молча раскланялась и удалилась с букетом, дипломом и значком в виде триумфальной арки. (Кстати, ее поздравлял единственный среди "вручателей" прочитавший свою речь по бумажке писатель Василий Аксенов.) Как положено, гении приветствовали гениев. Эрнст Неизвестный - Гидона Кремера. Алла Демидова и Олег Меньшиков - Васильева и Попова. Андрей Вознесенский - Юнну Мориц, поэтически смешав в ее имени и Марину Цветаеву, и гуннов, и Юнону, и птицу Гамаюн. А она в ответ... рассказала анекдот. Юрий Рост сделал снимок на память всех присутствующих на сцене и зала с обещанием подарить его каждому.

А после весь переполненный зал, по демократичной задумке организаторов (здесь не было людей первого и второго сорта), отправился к подножию статуи Давида гулять на весьма, по традиции, шикарном фуршете. Закуски - в изобилии. Питье - рекой. Наизвезднейшие - вот они, буквально под рукой, в одной с тобой очереди с тарелками и фужерами.

Однако церемонии предшествовало, мягко говоря, недоразумение, которое обнаружилось на пресс-конференции, когда оглашались имена лауреатов. Уважаемому и достопочтенному жюри был задан каверзный, но вполне справедливый вопрос. Не смущает ли их, выдающихся и незапятнанных деятелей нашей культуры (а в этом никто не сомневается), тот факт, что деньги на "Триумф" они получили и вручают награды от имени человека, который "буквально находится в бегах, а именно от Бориса Абрамовича Березовского"? Зоя Богуславская дипломатично переадресовала вопрос Алле Демидовой. Та не менее дипломатично и мудро пояснила, будучи экономистом по первой профессии (актриса закончила экономический факультет МГУ), что большие деньги чистыми не бывают, и если такие деньги были бы у великого Сергея Аверинцева, лауреата "Триумфа", то охотнее взяли бы у него, но у него таких средств нет и не будет. Зоя Борисовна дополнила: "Пока Березовский жив, он дает и будет давать деньги на "Триумф". Но тем не менее проблема существует: а что будет дальше, будет ли жить "Триумф", не связанный с именем Березовского? Политика есть политика, и Березовский человек непредсказуемый, у него то взлеты, то падения. Поэтому будущее "Триумфа" трудно прогнозировать. Меценатство на Руси перевелось, мамонтовы и морозовы умерли. Так что, как говорится, ешь, что дают. Есть, правда, вариант - пожертвовать сумму премии (50 тыс. долл.) на насущные нужды нашего общества. Но его использовали лишь Евгений Колобов, отдавший часть премии на восстановление храма Христа Спасителя, и сегодняшний лауреат театральный режиссер Анатолий Васильев - свою часть премии он отдал на строительство храма на территории недавно открывшегося здания его собственного театра с благословения Патриарха.

Смотрите также: