"Дориан Грей" без отсебятины

   
   

ПО ПУТИ к Театру на Малой Бронной у меня три раза спрашивали лишний билетик, а у входа предложили билет за 400 руб. Что ни говори, Андрей Житинкин не просто интересный режиссер, а режиссер успеха. Едва успел стать главным на Малой Бронной, выпустить первую премьеру "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда, а успех - уже вот он, и полный зал, и овации. Публика, кстати, не какая-то особенная, "житинкинская", а вполне типичная для этого театра - неброско, скромно одетые семейные пары, благообразные старушки, интеллигентная молодежь. Ни блестящих туалетов, ни звездных лиц, ни щекочущего нервы тусовочного духа.

В выборе произведения для начала карьеры худрука - умный расчет. Имя автора скандальное - Оскар Уайльд, отбывший срок за нетрадиционную сексуальную ориентацию, был внесен у нас в особые списки Министерства культуры, дабы ставить его было неповадно. Нет, комедии - пожалуйста: "Идеальный муж", "Как важно быть серьезным". Но не "Портрет Дориана Грея". Был единственный телеспектакль по роману с Юрием Яковлевым, Александром Лазаревым и Валерием Бабятинским - и все! Сценической истории этого произведения у нас нет, так что и сравнивать постановку Житинкина не с чем.

Этот его спектакль, как и прочие, ладно скроен, крепко сшит, профессиональный, музыкальный, стильный. Опять-таки, как всегда у Житинкина, на первом плане демонстративно-уважительное отношение к актерам: приглашение (и введение в труппу) "новенького", 25-летнего лауреата премии СТД за дебют Даниила Страхова, ничуть не затмило блеска "коренных" - Олега Вавилова, Ивана Шабалтаса, Марии Глазковой, Ольги Сириной, Ларисы Богословской, Александра Макарова, Алексея Владиславова. Ансамбль - налицо.

"Девушка, перестаньте шуршать!" - строго сказала мне зрительница, сидящая впереди. Действительно, я шуршала - сверяла текст с происходящим на сцене. И что же? Инсценировка Житинкина отсебятины не содержит и в точности следует за оригиналом. Правда, оригинал и не требует никаких "специй" и добавок.

Андрей Житинкин ставил спектакль не в расчете на сенсацию и поверхностное любопытство к еще недавно запретному: "Достоевский писал о человеке - в нем Бог и дьявол борются, а поле битвы - душа. Вот об этом я и замышлял постановку, завершающую своеобразный триптих - "Милый друг" по Мопассану, "Признания авантюриста Феликса Круля" по Манну и "Портрет Дориана Грея". Меня интересует тайная, параллельная жизнь человека, а это и есть сердцевина его жизни, подлинное существование, часто порочное, не всегда приличное и нравственное. Для меня тест на человечность - поведение в ситуации экстрима, а у Уайльда - сплошной экстрим для героя. У него душа человеческая - нечто материальное, то, что можно продать, заложить, отравить, спасти, разменять. Сейчас настало время дорианов греев, все ведут двойную жизнь - от бизнесменов до творческой богемы, возвращается двойная мораль. И в этом смысле Грей - герой нашего времени".

Выходя после спектакля, я услышала, как молодая зрительница обиженно сказала подруге: "Лучше бы в "Современник" пошли, там хоть про жизнь!" И тут же вспомнился все тот же Уайльд: "Передача красивых небылиц - вот подлинная цель искусства". Спорно, но по отношению к этому его произведению и к спектаклю - верно.

Смотрите также: