ЛИЧНОСТЬ великой французской актрисы эпохи Просвещения, звезды театра "Комеди Франсез" поражала своим масштабом не только современников, но даже потомков. Ее имя увековечено в легендах, стихах, пьесах, фильмах и замечательной опере калабрийца Франческо Чилеа. Ее образ - величественный манифест служения Мельпомене. Даже на смертном одре Адриенна Лекуврер отказалась отречься от театра и своей профессии, которую церковь считала греховной. Реальная жизнь актрисы, полная захватывающих перипетий, ее жертвенная любовь к полководцу-авантюристу Морису Саксонскому, соперничество с интриганкой герцогиней де Буйон и загадочная смерть от отравленного букета составили превосходный сюжет. Композитор Чилеа подарил Лекуврер оперный голос, печально-сладостные мелодии и итальянское имя Адриана.
Опера о примадонне - мечта любой примадонны. Молодость противопоказана этой роли, предпочитающей мудрое сияние увядающей красоты и искушенность зрелого интеллекта. Адриану пели многие из оперных див (все, кроме Марии Каллас). Упоительные мелодические россыпи "Адрианы Лекуврер" и вся безумная роскошь постановки, диктуемая эпохой стиля рококо, теряют всякий смысл, если в спектакле нет той самой, единственной и неповторимой примы-ассолюта. Ведь ради нее все и затевается. Обошедший мир благодаря гастролям и видео легендарный спектакль миланского театра "Ла Скала" выстроен режиссером Ламберто Пуджелли и сценографом Паоло Бреньи как комфортабельная рамка для примадонны - в каждом из четырех действий ритуально торжественное явление Адрианы происходит в самом центре сцены, когда ее открывает эффектно взмывающий декоративный занавес. Москва впервые увидела этот роскошный спектакль в 1989 г., во время третьих по счету российских гастролей "Ла Скала". В роли Адрианы тогда соперничали обворожительная в своей простоте, лучезарная Мирелла Френи и агрессивно-темпераментная, но, увы, теряющая голос Наталья Троицкая.
Ностальгия по тому вдохновенному спектаклю, видимо, не давала покоя и нынешнему главному дирижеру Большого театра Александру Ведерникову-младшему (в "Ла Скала" он дирижировал балетами Чайковского). Вот и родилась идея взять "Адриану" напрокат - для нынешнего этапа в развитии Большого весьма актуальная. Когда исчерпаны все внутренние ресурсы, самое время становиться открытым театром и стучаться в цивилизованный оперный мир. Музыкальное качество работы Ведерникова внушает надежду - ощущаются любовь к партитуре Чилеа, верное понимание стиля "поствердиевской" оперы, "вокальность" дирижирования.
Смысл переноса "Адрианы" с миланской сцены в Москву обеспечила дива румынского происхождения Нелли Миричою. Ее харизма пусть и не всемирная, а умеренно европейская, но весомая и убедительная. Примадонский возраст сочетается с прекрасно сохраненными вокальными кондициями. Репертуар простирается от кровавых драматических партий типа Тоски до суперколоратурных россиниевских героинь и Нормы. Сегодня Миричою - одна из немногих избранниц фортуны, кто продолжает традиции современного бельканто, и очевидно, что ей уготовано почетное место на лестнице славы вслед за Сазерленд, Генчер, Кабалье и Скотто.