В МОСКВУ приходит очередной фестиваль Национальной театральной премии "Золотая маска". И начнется он с оперы. Опережая официальное открытие конкурсного показа, Мариинский театр 3 и 4 марта представит на сцене Большого два лучших спектакля прошлого сезона: "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова и "Валькирию" Вагнера. Исполнительница ролей Февронии и Брунгильды мариинская звезда Ольга Сергеева по определению осуждена на победу в женской оперной номинации. В более конкурентную ситуацию поставлен мариинский претендент на лучшую мужскую роль Владимир Ванеев за роль верховного бога Валгаллы Вотана. Ну и, конечно, без особого труда можно предсказать победу неистового Валерия Гергиева в дирижерской номинации. Вагнер у него феноменальный. Истинному меломану пропустить невозможно.
К самой загадочной и, возможно, самой трудной (в духовном и исполнительском смысле) русской опере Мариинский театр обратился в третий раз за 10 лет. Новую версию "Сказания" осуществил молодой московский режиссер-радикал и художник Дмитрий Черняков, который с первых шагов зарекомендовал себя последователем ультрасовременных европейских направлений. "Китеж" - больше чем опера и больше чем просто музыка. Это грандиозное религиозно-философское полотно о феномене русского христианского характера, о добре и зле, о вере и безверии. Спектакль Чернякова не про абстрактную седую старину, а про нас с вами. Про то, как нам по-прежнему трудно жить на этом свете, и про то, что земная маета и неизбывное страдание были и будут составлять основу русской ментальности. На сцене люди в сегодняшних одеждах и ведут себя соответственно. Мы видим весь спектр постсоветских типажей. Гришка Кутерьма (маленький местный Антихрист) напоминает бомжа-алкаша с ближайшей станции метро. Дева Феврония - тинейджерка в кедах, ее жених Княжич Всеволод - армеец в камуфляже. Спектакль поставлен для образованного европейского гуманитария и интеллектуала, интересующегося вопросами русской духовности и религии, но вряд ли для среднего отечественного зрителя, не искушенного новейшими эстетическими изысками западного театра. "Китеж" непрост для восприятия. Элитарность новой версии Мариинского театра вряд ли приблизила эту оперу к народу. Об этом же, только в других декорациях, и "Валькирия". Премьера спектакля, поставленного для Пласидо Доминго, состоялась на летнем фестивале "Звезды белых ночей".