Рождественская сказка о потерянной опере

   
   

28 ДЕКАБРЯ в ГМИИ имени А. С. Пушкина фестиваль "Декабрьские вечера" впервые познакомит Москву с раритетной оперой Джоаккино Россини "Путешествие в Реймс". Автор проекта и дирижер - художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет. Колоратурные одежды россиниевской музыки рискнут примерить солисты Академии молодых певцов прославленного Мариинского театра.

СИНЬОР Россини сочинял свои оперы стремительно, будто орешки щелкал. К примеру, на "приготовление" "Золушки" ушло всего 24 дня, а это толстенная партитура! Мелодии могли внезапно осенить его в какой-нибудь харчевне во время дружеской попойки, "на горшке" или в дилижансе - на сей случай под рукой всегда была нотная бумага. Последняя его опера - "Вильгельм Телль" - была написана в 37, хотя маэстро "Красненький" (именно так звучит в переводе его фамилия) припеваючи дожил до 76. Когда Россини было 32, он перебрался в Париж и сразу же получил заказ (просто так тогда не сочиняли) на оперу по случаю предстоящей в Реймсе коронации Карла X, последнего из Бурбонов. По сути это была даже и не опера, а что-то вроде одноактной сценической кантаты продолжительностью немногим более двух часов. Сюжет - забавная зарисовка нравов богатых европейцев из разных стран, застрявших по пути на коронацию в маленькой курортной гостинице. "Путешествие в Реймс" - калейдоскоп человеческих типов, пародия на причуды аристократии.

Почти все персонажи музыкального фарса смехотворны - они не столько живут, сколько играют в жизнь или бесятся с жиру. Тут и французская графиня де Фольвиль, продувная кокетка, помешанная на шляпках и моде, и местный сердцеед кавалер Бельфьоре, и темпераментная польская маркиза Мелибея, и занудливый антиквар-фанатик дон Профондо. Все остальные мужчины "Путешествия" - слуги в отеле и воинские чины: крайне вспыльчивый русский генерал Либенсков, застенчивый английский полковник лорд Сидней, немецкий полковник-меломан барон Тромбонок и испанский адмирал дон Альваро. Каждый штурмует одну из женщин, но все копья скрещиваются вокруг прекрасной римлянки Коринны. Картина человеческой благоглупости настолько живописна, что напоминает зоопарк, где павлиньи вольеры соседствуют с загонами для мартышек.

Кульминация оперного анекдота - невозможность попасть в Реймс (во всей округе не нашлось ни одного свободного экипажа) - выплескивается в феерическом ансамбле, который Россини озаглавил "Большая концертная пьеса для четырнадцати голосов". Каждый участник наделен самостоятельной партией и вступает в порядке очереди - эффект потрясающий. Завершает оперу большой праздничный дивертисмент: сначала несколько танцевальных номеров, а затем каждый из компании провозглашает свой музыкальный тост - гимн или мелодию своей страны. Заканчивается все прославлением короля, звучит очень известная старинная песня "Да здравствует Генрих IV".

Премьера прошла с триумфом, Коринну пела великая Паста. Но наш маэстро был трезв и понимал, что его свежеиспеченная опера перестанет интересовать публику, как только коронация отойдет в прошлое. Он забрал партитуру из театра, намереваясь в дальнейшем использовать музыку в других своих сочинениях (в то время - дело обычное). Через несколько лет Россини действительно переработал лучшие страницы своей последней оперы на итальянском языке - получилась французская комическая опера с сюжетом из времен крестоносцев "Граф Ори". Партитура "Путешествия" долгое время считалась утерянной до тех пор, пока музыковеды-энтузиасты не обнаружили ее черновики в библиотеках Рима и Вены. Опера была реконструирована, и ее второе рождение состоялось в 1984-м на Россиниевском фестивале в Пезаро - дирижер Клаудио Аббадо с режиссером Лукой Ронкони и целым созвездием знаменитых певцов (среди которых Руджеро Раймонди, Катя Риччарелли и Лючия Валентини-Террани) создали легендарный спектакль, который вошел в историю как недосягаемый образец высокого искусства.

Смотрите также: