Весенний призыв: сезон облав

   
   

Ловля уклонистов в метро - чисто столичное изобретение.

Под подозрением все особи мужского пола от 18 до 27 лет.

У военных все средства хороши, даже если они НЕЗАКОННЫ.

ТЫСЯЧИ столичных юношей "призывного возраста" уже полторы недели с опаской поглядывают на все, что хоть отдаленно напоминает милицейскую или солдатскую форму. Стражи порядка зорко следят за теми молодыми людьми, которые, по их мнению, выглядят на 18-27 лет. Милиция ловит призывников, призывники прячутся от милиции. Эта игра без правил называется "весенний призыв". В ее финале встать под ружье должны 5358 столичных парубков. И отнюдь не факт, что все они пойдут служить на законных основаниях. План по "забриванию лбов" надо выполнить, так что на многие основания для отсрочки от службы призывные комиссии предпочитают закрывать глаза. В этой игре хороши все средства.

Руки, ноги целы? Годен!

ПО ДАННЫМ медиков, с каждым годом в столице становится все сложнее найти здорового школьника. Но ситуация резко меняется, как только вчерашний школьник достигает призывного возраста. Хотя и военные жалуются на хилый и слабый "молодняк", призывным комиссиям это не мешает игнорировать "гражданские" диагнозы. Конечно, теперь "порядку больше": классический случай, когда встать под ружье обязали юношу, у которого вместо ноги был пластмассовый протез, нынче невозможен. Наличие у претендента на службу в российских войсках пары рук и пары ног, вкупе с головой в одном экземпляре, врачи, входящие в состав призывных комиссий, проверяют в обязательном порядке. Впрочем, на этом детальное изучение здоровья призывника зачастую и заканчивается. С ободряющим "годен" он пополняет армейские ряды, невзирая на болезни. Пользуясь нашей вопиющей юридической безграмотностью, военкоматы ежегодно берут тепленькими сотни юношей с "непризывными" диагнозами. Например, пока я разговаривала с председателем московского Комитета солдатских матерей Татьяной Кузнецовой, в тесную комнатку вошел недоумевающий гражданин, которому пару дней назад в прокуратуре доступно объяснили, что его сына скоро начнут разыскивать как уклониста. А гипертония, с которой юноша месяц провел в больнице, дескать, права на отсрочку от службы не дает. Хотя, по словам Татьяны Кузнецовой, в законе написано совсем другое.

Из студентов в солдаты за сутки

СЛЕДУЮЩИЙ глобальный пласт "отсрочников" - студенты дневных отделений государственных и имеющих госаккредитацию вузов. В принципе если ежегодно соблюдать все правила предосторожности, то даже в "призывном возрасте" вполне реально доучиться до вручения диплома. К сожалению, столичные юноши часто отличаются не только слабым здоровьем, но и общей неорганизованностью. Например, многие гуляют по улицам без паспорта и студенческого билета (или с непродленным студенческим), не приносят в военкоматы справки из вузов, не следят за тем, как оформлено приписное свидетельство, и т. п. В расчете на таких безалаберных студентов в столице и придумали проводить милицейские облавы. Отлавливать незадачливых юношей стражи порядка предпочитают у входов в метро и на платформах внутри подземки, милицейские часы пик - с 8.00 до 11.00 и с 17.00 до 20.00. Механизм работает как часы: в большинстве своем милиционеры в руках держат некий свиток, на котором членами местной призывной комиссии или военкомата начертаны имена потенциальных уклонистов. Если остановленный стражами порядка молодой человек занесен в "черный список", его тут же сажают в стоящий неподалеку автобус и отвозят в военкомат. Там быстро проводят медкомиссию (результат которой один - "Годен!") - и на призывной пункт. Иногда задерживают без разбора всех, кто напоминает "призывной возраст". Правомерность таких облав очень сомнительна: по закону милиция имеет право только РАЗЫСКИВАТЬ скрывающегося от военкомата призывника и ВРУЧАТЬ ему повестку. Но, как рассказала мне Татьяна Кузнецова, она собственными глазами видела совместный приказ МВД и Минобороны, который предписывает стражам порядка регулярно проводить подобные мероприятия, чтобы "обеспечить призыв". Правда, и военные, и милиция от существования этого документа старательно открещиваются.

В любом случае доказывать, что ты не верблюд и просто забыл вовремя принести в военкомат справку из института, призывнику при "благоприятно сложившихся обстоятельствах" придется, скорее всего, в поезде будущим "коллегам": военные работают крайне оперативно, поэтому уже через сутки вчерашний "штатский" будет рассекать необъятные просторы нашей Родины, следуя к месту службы. Хотя (опять же по закону), если призывник не согласен с решением призывной комиссии, которая, допустим, отказала ему в отсрочке, он имеет право в течение 10 дней подать апелляцию в городскую призывную комиссию или в суд. Более того, чтобы поприсутствовать на суде, призывник теоретически может даже уехать из части. Только вот кто его отпустит? Не говоря уже о том, что у армии нет денег на возвращение из дальних уголков страны (в которые нынче с особым удовольствием засылают москвичей) незаконно призванных солдат. Это на отправку к месту назначения деньги есть всегда, а везти обратно никто не обещал!

Нередко призывники, дабы не служить, "убегают" подальше от места прописки. Печально, но спрятаться в многомиллионной Москве им вряд ли удастся. Как рассказала мне Татьяна Кузнецова, в столице "гребут" всех ребят, перешагнувших 18-летний рубеж. "Паспортное" место жительства московских стражей порядка не волнует. Недавно, например, в Первопрестольной "забрили лоб" юноше из Набережных Челнов, у которого к тому же была официальная отсрочка. Теперь вместо того чтобы содержать единственного родителя-инвалида (в столицу молодой человек приезжал на заработки), он будет 3 года "трубить" на подводной лодке.

И как с этим бороться?..

В столичном Комитете солдатских матерей советуют: если у вас есть какой-то "непризывной" диагноз, приходите на комиссию с полноценной медицинской картой, а не с невнятной выпиской из нее, сделанной лечащим врачом. И не надо поддаваться на провокации типа "а вы эту справку купили!". Не верят - пусть кладут призывника на обследование в свою клинику.

Каждому призывнику стоит оформить у нотариуса генеральную доверенность на кого-то из родственников или друзей, которые смогут представлять его интересы в суде. Это на случай, если юношу уже отправили в часть, но он категорически не согласен с этим решением.

Студенты должны каждый год приносить в военкомат справку из вуза. Обязательно напишите просьбу о том, чтобы ее подшили к личному делу. В приписном свидетельстве вам должны поставить штамп "Отсрочка до...". Проследите, чтобы эта надпись появилась, военкоматы склонны про нее "забывать". Можете потребовать и расписку, что вашу справку получили. Боитесь идти в военкомат (с началом призывной кампании это и вправду чревато) - пошлите справку и заявление с просьбой заказным письмом. В ответ вам дадут важную улику: квиточек о том, что письмо получено, - потом с ее помощью сможете доказать, что у военкомата есть основание дать вам отсрочку.

И еще Татьяна Кузнецова категорически не советует посещать занятия на военной кафедре. Нынче дефицит офицеров в армии значительно острее нехватки солдат. Каждый потенциальный офицер - на личном контроле у министра обороны. Поэтому выпускникам некоторых столичных вузов военкоматы не дают даже шанса поступить в аспирантуру: повестка им вручается вместе с дипломом. Незаконно, зато действенно!

Комментарии специалистов

Людмила ШВЕЦОВА, 1-й заместитель мэра Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы:

- ОТСРОЧКА от службы в армии предоставляется молодому человеку призывной комиссией в соответствии с законом "О воинской обязанности и военной службе". Этим же законом в каждом конкретном случае определяется срок, в течение которого она действует. Если у студента есть отсрочка от службы в армии, ему не стоит бояться ни милиции, ни призывного пункта. Если отсрочки нет, произойдет то, что должно произойти, - он пойдет служить в Вооруженные силы России. Решение призывной комиссии отказать в отсрочке призывник может обжаловать в установленный законодательством РФ срок со дня получения им копии этого решения. Жалобу надо подать в городскую призывную комиссию или в суд. Там в течение пяти дней жалобу должны рассмотреть. В прошлом году, например, было несколько случаев, когда городская призывная комиссия отменяла решения районных призывных комиссий. Чтобы исключить нежелательные эксцессы во время этой призывной кампании, в столице создана "горячая линия" для призывников и их родителей. Она действует круглосуточно по тел.: 777-11-47.

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:

- ЗАДЕРЖАТЬ гражданина милиция имеет право лишь в том случае, если он подозревается в совершении уголовного преступления. Если молодой человек совершил административное правонарушение и при нем не оказалось документов, его могут доставить в отделение милиции, чтобы установить личность. Но держать его в отделении должны не больше 3 часов. Еще милиционер имеет право задержать юношу, если при проверке документов окажется, что он разыскивается как уклоняющийся от службы в армии. Но отвести уклониста должны не в отделение милиции, а в военкомат. (При этом учтите: уклонистом призывника может признать только суд на том основании, что юноша расписался в повестке, но на призывные мероприятия так и не явился.) А то, что молодой человек выглядит на 18-27 лет, не основание для того, чтобы вести его в милицию.

Владимир ГРУЗДЕВ, депутат Мосгордумы:

- МОСКОВСКАЯ милиция и призывные комиссии ошибочно считают, что облавы на призывников - это решение проблемы призыва. Вспомните осеннюю кампанию: 80% "пойманных" в ходе облав молодых людей имели вполне официальные отсрочки от армии. Мое мнение: надо навести порядок в военкоматах и медицинских комиссиях, которые берут взятки чуть ли не в открытую за липовые "индульгенции" для призывников. Вот это - задача милиции, а не позорный отлов "кроликов" у метро. Конечно, нужно создавать профессиональную армию на контрактной основе, но пока нам без обязательного призыва не обойтись: у государства нет денег на армию контрактников, которой надо регулярно платить зарплату. Очень жаль, что МГД не имеет полномочий принимать законы, касающиеся призыва на воинскую службу, так как это удел федеральной власти. Думаю, что, если бы у столичных депутатов было "место для маневра", многие проблемы призыва решались бы проще.

Смотрите также: