С думой о родинке

   
   
В МОСКОВСКОМ государственном выставочном зале "Новый Манеж" (Георгиевский переулок, 3) проходит Московский международный форум художественных инициатив (работает до 21 июля). Это единственная у нас выставка современного искусства, имеющая строгую периодичность ежегодного фестиваля. Негласно считается, что традиционно проводящийся в разгар лета форум не только завершает арт-сезон, но и подводит его итоги.

Для Форума художественных инициатив его постоянный куратор Георгий Никич каждый год придумывает новую тему. Тема Форума-2002 - "Родина/Отечество" - кажется непривычно торжественной для выставки современного искусства, отличающегося безродным космополитизмом и тотальным скептицизмом. Но, едва переступив порог "Нового Манежа", убеждаешься, что актуальные художники остаются в своем репертуаре, даже обращаясь к серьезным общественно-патриотическим темам. Прямо в вестибюле под гипсовым барельефом с гербом Москвы висит модификация герба СССР, сшитая из чулок, поролона, тряпочек, ваты и прочей чепухи, почерпнутой в арсенале кружка "Умелые руки". Это работа "Добро пожаловало" художника Дмитрия Цветкова. Объект в самом деле добрый, поскольку тоталитарный герб превращен в мягкий игрушечный гербарий из цветов, плодов и овощей (например, в центре, на месте советского восходящего солнца, теперь оказывается луковица Чиполлино). Цветков, по собственным словам, создал "символ процветания и радости". Впрочем, полностью доверять автору не следует. Современный художник только прикидывается этаким простодушным инфантильным идиотом, на самом деле он ехидно подтрунивает над теми, кто в самом деле озабочен сменой серпа и молота на двуглавого орла, а красного стяга - на хоругви.

Им обращена другая работа форума - шелкографические знамена Аркадия Насонова. Его вариант официального символа России сочетает в себе признаки советского и российского гербов. Орел вынашивает в чреве глобус с серпом и молотом (работа так и называется - "Беременный орел"), над двумя его головами вместо короны сияет звезда, из крыльев прорастают пшеничные колосья. Причем орлиные головы повернуты друг к другу - чтобы устранить пресловутую "распятость" страны между Востоком и Западом. Проект Насонова, сильно способствующий национальным примирению и согласию, вполне годится для того, чтобы вынести его на рассмотрение Госдумы в качестве варианта новой государственной символики. Благо "Новый Манеж" расположен прямо на думских задворках.

Хотя господам народным депутатам посещать выставку в Манеже я все же не советовал бы, а то обвинят ее участников в оскорблении общественной нравственности. Например, сразу две группы художников трактуют понятие "Родина" слишком буквально - как родинку на теле. Некое творческое объединение "Спорт" с помощью компьютера нанесло карту мира на чью-то голую попу. Так, чтобы родинками на этой попе оказались обозначены столицы государств. А екатеринбургская девичья группа "Засада Цеткин" выставляет фотографии, на которых барышни из разных городов оголяют свои родимые пятна на фоне знаковых городских ландшафтов.

Еще, например, самарские художники Анна Якимочкина и Герман Майоров представляют Родину в виде сумасшедшей тряпичной Дюймовочки (впрочем, огромного размера), бешено вращающейся вокруг собственной оси. Дюймовочка выкрашена в цвета российского триколора. "Когда танцует - ничего вокруг не видит. Неагрессивная и невнимательная", - комментируют художники. И поди разберись, что это - патриотизм или русофобия? Этот непраздный вопрос можно адресовать всей выставке, слишком иронично говорящей об очень серьезных вещах. Но таков уж стиль современного искусства. Адекватным (хоть и поверхностным) срезом которого уже седьмой год является Форум художественных инициатив.

Смотрите также: