Рекламные плакаты, многочисленные афиши, развешенные по всему городу, - вы думаете, это достояние нашего времени? Отнюдь! Огромные листы с цветными картинками и лаконичными надписями-призывами заполняют афишные тумбы и развешиваются на стенах домов уже 150 лет! Однако, если прохожие по-прежнему воспринимают плакат как попытку заставить "купить что-нибудь ненужное", то для создателей афиши - это плод умственного труда и недюжинного художественного мастерства. Выставка французского плаката "Мастера французской афиши" в ГМИИ им. А.С. Пушкина - собрание очень редких образцов старинных афиш, по-французски изящных, порой эротичных, разгульных и зазывающих. Более ста листов литографий знаменитых и безымянных художников, рекламирующих знаменитые шины "Michelin", удалой "Mulin Rouge", спектакли и оперы, велосипеды и маленькие парфюмерные лавочки...
Реклама, даже если принимать во внимание коммерческую сторону дела, - явление глубоко социально-культурное. А это значит, что прийти на выставку "Мастера французской афиши" - не только формально "приобщиться к искусству". Мягко говоря, это - с головой нырнуть в Париж вековой выдержки.
"Зеркала" на афишной тумбе
Париж. Середина - конец XIX века. Праздные буржуа прогуливаются по бульвару и разглядывают свеженаклеенные плакаты. С литографий им озорно улыбаются прекрасные танцовщицы кабаре с высоко задранными прелестными ножками в чулках, с небрежно-пикантно обнаженной грудью. Как не кинуться в такое заведение, где заставят забыть о тяготах обыденной жизни и подарят феерический вечер в страстном канкане мелькающих юбок? Девушка с афиши предлагает стать любимым и почитаемым на целый вечер всего за 10 экю - сладкая жизнь на развес! И пусть за стенами кабаре одна "республика" резко сменяется другой, пусть подпольно действуют империалисты, надрываются, обличая пороки общества Эмиль Золя, Стендаль и Ги де Мопассан! Жить нужно красиво, здесь и сейчас!
Это золотое время - "belle epoque", конец XIX - начало ХХ века, 40 лет расцвета накануне разодравшей Европу Первой Мировой войны. Утомленность от "смен власти", глухой отзвук Великой Революции, расцвет искусства, рождение величайших литературных имен, пресловутый технический прогресс и, конечно, набирающее обороты производство - вот характеристика того времени. Капитализм мягко засасывал парижан, массовость производства создавала видимость изобилия и одновременно всех унифицировала, обеспечивая долгожданное, но иллюзорное равенство...
И где еще так четко могли запечатлеться нравы того времени, как не на афише? Афиша, обыкновенная уличная афиша, будто зеркало, отразила дешевой бумажной поверхностью особенности эпохи, непередаваемую эстетику карнавала парижской жизни, французский менталитет.
Вот такой показательный пример. На кровати лежит прекрасная женщина со слегка разметавшимися волосами. Белое постельное белье, кружева сорочки, едва прикрывающие грудь и... где-то на краю кровати - маленькая брошюра велосипедного магазина. Лаконичная надпись наверху плаката намекает: вы спите и видите себя на новом велосипеде такой-то фирмы! Вот они, французы! Открытые ими методы за 150 лет особенно не изменились...
Ночные коллекционеры
Французская афиша уникальна тем, что наряду с заурядными рисовальщиками ею занимались именитые художники, благодаря которым создание рекламного плаката перешло из области "ширпотреба" в область высокого искусства. Импрессионист Пьер Боннар и Анри де Тулуз-Лотрек, который использовал лаконичность модерна при создании афиш, плодовитый плакатчик Жюль Шере, пионер "ар нуво" ("новое искусство") Эжен С. Грассе, чех Альфонс Муха. Техника последнего была настолько совершенна, что в 1918 году его вызвали из Парижа в новообразованную Чехословакию рисовать новые дензнаки.
Так что можете себе представить, Париж не просто пестрел кричащими объявлениями - улицы превратились в настоящие картинные галереи! И немудрено, что некоторые "любители изящного" и коллекционеры решили собирать плакаты.
Как только афиши наклеивались на тумбы и стены, солидные дяди, не медля, срывали листы и, бережно пряча под полы пальто, несли их домой, довольные своей шалостью и пополнением коллекции. Оноре де Бальзак, французский Толстой по части морализаторства, возмущался открыто: до чего докатились люди, начали афиши собирать! Однако "люди", сами того не ведая, сделали нам с вами огромный подарок: уличный плакат - штука недолговечная, хотя и печаталась тиражом от 1,5 до 10 тысяч штук, и если бы не чудаковатые коллекционеры, от ветхой бумаги осталась бы одна труха.
Чуть позже коллекционированием афиш увлеклись русские аристократы. Любителями "низкого" иллюстрационного жанра были москвичи Федоров, Эттингера, Соболев и Николай Мосолов. Из их частных коллекций и сформировалась великолепная экспозиция, которая впервые представлена широкой публике.
Французский бульвар в Москве
Выставочный зал на втором этаже музея им. А.С. Пушкина временно преобразился: цветочные клумбы, скамейки, афишные тумбы цилиндрической формы - французский бульвар, одним словом. И сразу будто слышишь звуки шагов по мостовой, аккордеон, заливающийся мелодиями... Проникаешься духом тех дней. Здесь шедевры рекламного искусства раннего периода, в основном, неистовые танцовщицы или утонченные барышни вроде "Дамы с камелиями", приглашающей на спектакль.
В других залах - иллюстрированная реклама велосипедов, шин, печатных машинок, дирижаблей и прочих достижений техники; так же, как сегодня, век назад пили "Мартини", "Чинзано" или "Куантро" - об этом тоже рассказывает старинная реклама. Отдельно представлены политические плакаты: на смену шикарным дамам приходят рабочие с мрачными лицами и массивными голенями, широкие трудовые кулаки, поднятые над головами, - это так называемый агитационный реализм. Сразу чувствуется что-то знакомое и родное: у советских революционеров-пропагандистов губа не дура, знали, с кого брать пример. Французы и здесь остались законодателями мод.
Французский консул по делам культуры, присутствовавший на открытии выставки, сказал, что для него самого подобное мероприятие в новинку, так как плакат XIX-XX века стал редкостью даже на родине.
За кулисами
Восстановление старых афиш оказалось делом сложным и кропотливым. Реставраторы по сантиметру возрождали к жизни литографии Мухи и Тулуз-Лотрека. Но некоторые рекламные плакаты сохранились просто замечательно, потому что за все время своего существования практически не выставлялись.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина АНТОНОВА призналась, что действительно, запасники музея просто ломятся от шедевров, которые мы не можем видеть в постоянной экспозиции. Однако это вопрос решится в ближайшее время, когда территория Музея изобразительных искусств начнет расширяться за счет новых зданий.
Выставка продлится до 20 августа