Откупорим Москву!

   
   

ЧЕРЕЗ пару недель наконец замкнется Третье транспортное кольцо, уже разработан "маршрут" четвертого кольца, некоторые улицы и переулки во имя улучшения пропускной способности не так давно стали односторонними, в городе появилась первая "улавливающая парковка", призванная сократить поток движущихся в центр машин. Но вопреки всему ситуация с движением с каждым днем только осложняется. По данным ГАИ, в часы пик в столичных пробках стоит 200 тыс. машин! Специалисты считают, что интересы автолюбителей начинают брать верх над мнением пешеходов, когда машина появляется более чем в половине семей. Неумолимая статистика утверждает, что такой перелом наступит в Москве уже в ближайшие несколько лет. И если к этому моменту проблема пробок не будет решена, московских жителей ждут не только транспортные, но и серьезные политические перебои.

ПРОБЛЕМА пробок космополитична. Автомобильные заторы возникают во всех мегаполисах. И в каждом из них власти ищут варианты борьбы с ними. Так, всем желающим въехать в центр Лондона придется раскошелиться на 5 фунтов стерлингов, а попасть в некоторые районы Афин по четным или нечетным дням могут лишь машины, номера которых оканчиваются на соответствующую цифру. К тому же во многих мегаполисах автомобильные потоки пытаются регулировать, вводя жесточайшие нормативы на парковку. К примеру, в Амстердаме бесплатно можно парковаться лишь в окрестностях своего дома, а в Вене не оплачивается лишь 10-минутная стоянка, и то в специально отведенных местах. Но, к сожалению, все эти способы только упорядочивают движение, но не решают самой проблемы.

С учетом "неправильного" радиально-кольцевого устройства Москвы, еще более усложняющего автомобильное движение, проблему пробок в российской столице надо решать кардинально иначе. В принципиально иных, возможно, даже фантастических на первый взгляд плоскостях. Однако ведь когда-то русский художник Владимир Татлин предложил идею многоярусных развязок, весьма похожих на те, что сегодня "украшают" Токио.

Три уровня движения

УРОВЕНЬ ПОДЗЕМНЫЙ. Почему бы не отдать машинам пространство под землей? Поскольку в Москве уже практически не осталось места для строительства новых и расширения уже существующих улиц, необходимо увести часть машинопотоков с привычного сегодня уровня. Ни для кого не секрет, что пространство под столичными мостовыми буквально "изъедено" не только канализацией, водопроводом, высоковольтными и телефонными линиями, но и ветками так называемого "Метро-2", а также, как рассказывают диггеры, трассами для автомобильного спецтранспорта. Так почему бы не прокопать там, где это возможно, подземные тоннели для автомашин? Понятно, что это решение требует весьма значительных средств, однако окупить вложения можно будет, введя плату за проезд под городом. В мире существует немало примеров многокилометровых подземных автомобильных тоннелей, а правительство Москвы как раз приобрело для строительства Лефортовского тоннеля специального механического "крота".

Почему бы не расположить автомагистрали под руслами рек? Тем более что уже существуют проекты многоярусных гаражей, которые должны строиться под Яузой, Москвой-рекой и даже под Неглинкой.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Еще одним вариантом может стать строительство "верхнего яруса" московских улиц. В таком случае все наиболее загруженные городские трассы получат своих двойников, проложенных по балюстрадам на уровне 2-3-го этажа. И хотя в случае воплощения в жизнь этого плана многим живописным видам будет нанесен невосполнимый урон, это решение позволит значительно разгрузить городское движение. К тому же, введя однажды "трехмерное" расположение улиц, городские власти развяжут себе руки и смогут возводить воздушные галереи все выше и выше.

ВЕРХНИЙ УРОВЕНЬ. Когда-то сотрудники спецслужб, попытавшиеся перевозить Бориса Ельцина из Кремля на дачу при помощи вертолета, забраковали данный способ. Использование винтокрылой машины оказалось делом чересчур дорогим и опасным. Однако во многих городах мира на крышах офисных зданий устроены вертолетные площадки, а по утверждению московских чиновников, они собираются пересадить сотрудников столичной ГАИ на дирижабли и воздушные шары. Так чем же обычные автолюбители хуже иностранцев и отечественных работников жезла и свистка? Может быть, разрешение на использование личных летательных аппаратов и даст со временем необходимую разгрузку городским магистралям. Тем более что многие обеспеченные россияне уже проявляют недюжинную любовь к воздухоплаванию, нередко совершенно бесцельно штурмуя небо на дельтапланах, планерах и небольших частных самолетах.

Надомность

А ПОКА небесные машины дороги и труднодоступны, существует вариант - пересадить подавляющее большинство автомобилистов на общественный транспорт. По мнению генерального директора ГУП "Мосгортранс" Павла Златина, москвичи рано или поздно должны начать передвигаться на автобусах, троллейбусах и трамваях: "К примеру, трамвай на выделенной линии и идет быстрее любой машины, и дает возможность даже работать по дороге на ноутбуке. Мы рассчитываем провести в ближайшее время несколько таких линий". К тому же у москвичей вскоре должна появиться возможность опробовать на себе радость передвижения на таких "продвинутых" видах транспорта, как легкое метро и монорельс.

Есть и еще не требующий дополнительного строительства "социальный вариант". Зачем люди вообще чаще всего перемещаются на автомобилях по городу? В 80% случаев они добираются из дома на работу и обратно. Поскольку расселение людей поблизости от их работы представляется весьма проблематичным, городским властям имеет смысл продумать варианты размещения новых офисных центров и прочих мест службы ближе к менее загруженным районам города. При этом чиновникам, утверждающим строительство новых зданий, имеет смысл сразу же отклонять проекты строений, не предусматривающие вместительных многоярусных гаражей и удобных заездов. Идеальным же вариантом мне кажется социальная политика, поддерживающая перенесение определенных профессий на дом. При развитии современных средств коммуникации и связи служащие многих контор и учреждений смогут выполнять свои обязанности, вообще не выходя из дома.

P. S. Фантастика? Но что делать? Ведь город стоит практически каждый день. А какие варианты откупоривания Москвы предложили бы вы, уважаемые читатели? Пишите в редакцию, оставляйте свои комментарии к этой статье на нашем сайте.

Смотрите также: