62

Как откупорить Москву?

НЕБОЛЬШИЕ переулки и даже некоторые крупные улицы (до конца текущего года их общее число достигнет 70) становятся односторонними. Практически завершено строительство Третьего транспортного кольца со всеми сопутствующими развязками. Гаишники еще на въезде в город отлавливают и разворачивают большинство грузовых фур. Вовсю лютуют эвакуаторы, утаскивая на штрафстоянки мешающие проезду общественного транспорта машины. Казалось бы, столичные власти делают все возможное, чтобы автомобильные пробки стали неприятным воспоминанием. НО НА ПРАКТИКЕ УТРОМ, ДНЕМ И ВЕЧЕРОМ, В РАБОЧИЕ, ВЫХОДНЫЕ ДНИ И ПРАЗДНИКИ, ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ И ЗИМОЙ, В ДОЖДЬ ИЛИ СНЕГ ГОРОД ВСТАЕТ В ЕДИНОМ ЗАТОРЕ. В чем же дело?

Непопулярно и недейственно

ПРИ этом светлые головы городского движимого хозяйства - руководитель Департамента транспорта и связи правительства г. Москвы Павел Златин и глава Центра организации движения этого департамента Леонид Липсиц на круглых столах, посвященных проблеме дорожного движения в столице, озвучивают в основном карательные меры решения проблемы заторов. Из последних предложений на память приходят идеи сделать платным въезд в центр, полностью запретить передвижение по столице грузовиков в светлое время суток, повсеместно выделить городскому транспорту специальные полосы движения, увеличить в разы суммы штрафов (и передать решение этого вопроса в руки местных властей) и даже сократить ширину рядов на некоторых улицах и проспектах. Не говоря уже о тотальной эвакуации всего, что хоть как-нибудь можно обвинить в создании помех автобусам и троллейбусам (под это определение, между прочим, подходят все машины, оставленные под линиями троллейбусных проводов). Логично предположить, что следующим шагом будет платная выдача разрешений на передвижение по городу на колесах. Видимо, по мнению властителей столичных дорог, лучший способ избавить автолюбителей от пробок - это избавиться от самих автолюбителей.

Платные услуги

БОЮСЬ, что данные предложения, некоторые из которых уже, кстати, начали воплощаться в жизнь, не помогут эффективно разгрузить столичное движение. Ведь те, кому часто приходится ездить по Москве, знают - система товарно-денежных отношений с представителями правоохранительных органов и так уже действует вовсю. Чего стоят только "платные" развороты (две сплошные линии - 400-500 руб.), "платные" проезды под "кирпич" (300-600 руб.) и "платные" парковки под запрещающими знаками (в местах, куда еще не добрались эвакуаторы, штраф за любую продолжительность стоянки/остановки - 50 руб.). Кто сказал, что современные традиции "договорных отношений" с гаишниками резко выйдут из моды после введения новых запретительных санкций? Тем более что, принимая решение об организации одностороннего движения или запрещении каких-либо поворотов, власти иногда "забывают" рассказать об этом автолюбителям. Естественно, водители вынуждены метаться в поисках объезда либо в спешке нарушать, надеясь проскочить безнаказанно. Так, введенные в связи с ремонтом Большого Краснохолмского моста ограничения движения сразу же создали такую пробку, что руководство ГИБДД рекомендовало своим инспекторам не штрафовать водителей-нарушителей. В Европе такое, наверное, никогда бы не случилось. О любом дорожном нововведении населению сообщают за несколько месяцев, подробно рассказывая и наглядно демонстрируя все возможные варианты, позволяющие миновать сложный участок.

А что у нас? В Москве сегодня много чего строится: на окраинах и в центре растут жилые дома и торгово-развлекательные комплексы. И, возможно, в этом причина того, что финансирование дорог и магистралей осуществляется по остаточному принципу. А отсутствие координации между различными районами города нередко приводит к тому, что добротная дорога с прекрасным покрытием вдруг переходит в раздолбанный "тещин язык". И поскольку с каждым годом количество машин растет, то если сегодня не предпринять каких-либо серьезных мер по решению городской транспортной проблемы, вполне может случиться так, что ГОРОД ОКОНЧАТЕЛЬНО ВСТАНЕТ. Но иногда складывается впечатление, что городские власти о бедах с движением в столице... просто не знают. Или знают, но лишь понаслышке. Ведь не секрет, что даже мэр столицы обычно держит путь по вылизанным и расчищенным (в том числе и от машин) улицам. Возможно, сам он не задумывается о том, почему его кортеж проходит дремучие пробки, как нож сквозь масло. Однако представляется, что, если бы Юрию Лужкову пришлось хоть раз потратить в пробке несколько часов, ситуацию с заторами начали бы наконец решать.

Начните с себя

МОЖЕТ быть, стоит подойти к проблеме комплексно и использовать для борьбы с пробками научный подход? Москвичи часто недоумевают: почему широкие участки Третьего кольца вливаются в узкие улицы и переулки, как в бутылочное горлышко? Также областные трассы упираются в столичные шоссе. А путь от новых районов Москвы до центра лежит по двухрядным кривым дорогам. Не секрет, что окончательно задохнуться в пробках городу не дают проспекты и шоссе, спроектированные и построенные еще в советские времена, когда машин в столице было в несколько раз меньше. Видимо, в те годы планированием движения занимались ученые-теоретики, и уже их выводы претворяли в жизнь строители-практики.

Попытавшись выяснить, как дело с научными разработками в области транспортных потоков обстоит сегодня, я обнаружил, что специалистов в этой области практически не осталось. Заведующий кафедрой "Организации перевозок и управления на транспорте" МАДИ Леонид Миротин считает: "Чтобы решить проблему пробок, начинать надо с планирования всего города. Для этого нужны специалисты, но их практически не осталось. Сегодня в нашем вузе даже диссертации на эту тему не пишут. А что предлагают власти? Развивать общественный транспорт! Но сейчас в автобусы и троллейбусы страшно садиться: в час пик там толчея, всегда грязно и холодно. С парковками дела обстоят тоже нездорово. Многоуровневые гаражи в столице строятся только за счет инвесторов. А те в погоне за "коротким рублем" заламывают дикие цены за машиноместо. Здесь я предложил бы построить за городской счет много недорогих паркингов, а потом уже эвакуировать неправильно припарковавшихся. Ведь сейчас люди паркуются где попало не от хорошей жизни. К тому же для того, чтобы разгрузить движение в Москве, необходимо вмешательство на федеральном уровне. К примеру, нужно менять Правила дорожного движения. Так, все внедорожники надо приравнять к грузовому транспорту. А при создании новых ПДД стоит учесть, что современные машины имеют другую динамику - они быстрее разгоняются и быстрее тормозят. Кстати, введение платного въезда в центр тоже не решит проблемы пробок. Чиновники все равно будут ездить бесплатно, а все нуждающиеся найдут способ купить бесплатный пропуск. В этом случае можно использовать, например, греческий опыт. В Афинах пропуск выдается по дням недели: кто-то ездит по четным, кто-то - по нечетным. Все честно".

От себя могу добавить пару идей. Современные способы организации труда позволяют перевести всех офисных служащих на домашнюю работу. А что? Более половины конторских работников весь день проводят за компьютером. Что мешает им работать дома? Тогда и ездить никуда не придется. А пока мы к этому будем привыкать, чиновники всех уровней пусть ездят на общественном транспорте. Уверен, что в этом случае, автобусы, троллейбусы и трамваи будут ходить по расписанию и станут комфортными, удобными и чистыми.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно