БОЛЬШОЙ театр в Москве и Мариинский в Петербурге с небольшой натяжкой можно считать ровесниками. Их судьбы похожи: здания горели, отстраивались, страдали от времени, пристроек и перестроек. Теперь вот ждут реконструкции и ремонта. Подобное происходит со многими их ровесниками - известными театрами в других странах. Но вот что интересно - до некоторого времени весь имеющийся по этому поводу опыт можно свести к двум подходам: французскому и английскому. Французы построили филиал королевской оперы Opera national de Paris (L.Opera de la Bastille) - современный театр с современным сценическим оборудованием. А историческое здание после реконструкции осталось неизменным. Иной подход продемонстрировал лондонский Covent Garden. По соседству с театральным зданием государство откупило недвижимость и реконструировало весь квартал как один театр.
Театральная пл., 1, Петербург
ПИТЕРЦЫ заимствовали у французов идею не трогать основное здание, а построить современную "Мариинку-2" позади него (см. рис. 1). Англичане поделились с ними методами создания театрального квартала. Тендер на проектирование был проведен в 2001 г. (на 2 года позже, чем по Большому театру). Но проект, предложенный американцем Эриком Моссом, был слишком экстравагантным для города, центр которого выдержан в едином стиле. Архитектурная общественность запротестовала против здания, похожего на несколько огромных "мешков с мусором". "Если бы не жители, в Петербурге построили бы такое же чудовищное здание, как филиал Большого театра", - говорил позже директор Музея архитектуры им. Щусева Давид Саркисян.
Был объявлен международный конкурс, на который пригласили архитектурных звезд первой величины. Голландца Рэма Колхаса, англичанина Нормана Фостера, итальянца Ренцо Пьяно, американца Фрэнка Гэри и других победил француз Доминик Перро. Он прославился Национальной библиотекой в Париже, олимпийским велодромом и бассейном в Берлине. Петербургу архитектор предложил театр, похожий на золотистый купол, проницаемый для взгляда снаружи, вбирающий и излучающий свет изнутри: "Мариинку-2" построят из стекла на металлическом каркасе, который и обеспечит ей "золотистый" эффект. Связь с основным зданием станет поддерживать выдвижной мост. Противников у проекта было достаточно, в том числе и среди жителей, которых выселят, создавая театральный квартал. Но Перро выиграл конкурс, и, по его собственному мнению, новое здание, когда его построят, будет гармонировать со старым. Его коллеги в проектах имитировали петербуржский стиль. А имитация для нового здания всегда надуманна и декоративна (если только его не строят на месте исторического).
Театральная пл., 1, Москва
В СЛУЧАЕ с Большим театром не пригодился ни французский, ни английский опыт. В 1999 г. провели конкурс на определение генерального проектировщика, чтобы выяснить, кому поручить миссию реконструкции. Но хоть тендер и провели, что делать с театром, точно не знали: задание на проектирование определено не было, предложения были прописаны в общих чертах. Поэтому доделанный лишь в этом году вариант отличался от заявленного не только по сути, но и по стоимости. Однако это не стало поводом для проведения нового конкурса. Снос и видоизменение тех элементов Большого, которые делают театр памятником архитектуры мирового значения и которые первоначально сносить не планировали (среди них застроенный северный фасад с колоннадой Осипа Бове), потребовались для увеличения сцены театра и реализации новых сценических технологий. Ведь филиал Большого, несмотря на потраченные 350 млн. долл., этих проблем не решил.
"Я всегда прямо говорил, что строительство филиала - стратегическая ошибка, - позже объяснял главный архитектор "Большого-1" Никита Шангин (участник программы "Что? Где? Когда?", он занимался Домом Буниных, реставрировал церковь у Покровских ворот, Школьную улицу. - Авт.) - Неправильно было строить новый театр, который по вместимости зала, по размерам сцены уступает историческому зданию. Если бы построили вариант L.Opera de la Bastille, не было бы на сегодняшний день коллизии с колоннадой Бове. Но имеем что имеем. И надо искать выход из ситуации, какая сложилась". В ходе реконструкции в "Большом-1" появятся две сцены: одна для оперы, другая для балета. Главный вход в здание сохранится через парадную колоннаду. Фойе, буфеты, гардероб, камера хранения, туалеты спрячут под Театральную площадь, сценическая зона расположится под Копьевским переулком (см. рис. 2), со стороны которого будут подвозить декорации и спускать их в складской комплекс, рассчитанный на недельный репертуар.
Кто главнее?
НОВЫЕ облики старых театров - дело решенное. С Домиником Перро подписан контракт, окончательный проект Никиты Шангина находится на утверждении в Госстрое. Теперь Большой, где работы планируют закончить к 2007 г., и Мариинку, которую хотят построить к 2008 г., подстерегает другая опасность: вынесет ли федеральный бюджет, которому не хватает денег на социальные проекты, реконструкцию сразу двух главных театров страны? "Мариинка-2" оценена в 200 млн. евро без учета ремонта основного здания. На "Большой-1" планировали потратить порядка 330 млн. долл. Но из столичного градостроительного опыта очевидно: затраты если и не удваиваются, то на треть, как правило, все равно возрастают. Похоже, что соревнование, какой театр главнее, только начинается...
Смотрите также:
- Большой театр: реставрировать или строить заново →
- Большому театру - большие проблемы →
- Театр начинается с фасада →