Племя пользователей

   
   

В художественных фильмах вдруг стали сниматься банкиры и депутаты. Профессия актёра деградирует? Вот что по этому поводу думает Александр НОВИКОВ, ректор ВГИКа им. Герасимова.

- АЛЕКСАНДР Васильевич, недавно вы признались, что качество экранной продукции вызывает у вас шок. Грядёт эпоха дилетантизма?

- Почему грядёт? Слишком многое УЖЕ случилось. Не только в кинематографе или на телевидении. В экономике, в образовании, в медобслуживании, наконец, в гособращении с культурой. Разве здесь не шокируют проявления беспардонного дилетантизма? Налицо дефицит компетентности, апломб многих недостаточно квалифицированных, а нередко и корыстных государевых людей. Это почти эпидемия. Когда в современных экранных опусах мы обнаруживаем псевдоактёров из светской тусовки или политики, то очевиден элементарный коммерческий расчёт - заинтриговать зрителей неожиданным амплуа, повысить рейтинг, а с ним и собственные дивиденды... Если состоятельные и тщеславные люди, лишённые артистического дарования, платят за возможность сняться, а режиссура участвует в сделке, это обнаруживает тотальную "интеграцию" не столько в рыночные, сколько в базарные представления о сфере искусства. Результат, если воспользоваться терминологией Михаила Зощенко, - "маловысокохудожественное произведение".

По контрасту вспоминается последний разговор с Сергеем Аполлинарьевичем Герасимовым. Важный чиновник упрекал его и наставлял: "Почему вы не пользуетесь?! Надо пользоваться, надо пользоваться!" Имея в виду привилегии Герасимова как депутата Верховного Совета СССР и члена многих государственных и общественных структур. С каким презрением говорил режиссёр о размножении племени "пользователей"! Он предчувствовал приближение социальной катастрофы конца 80-х - начала 90-х гг. Духовным завещанием великого мастера стала главная роль в фильме "Лев Толстой". Но мы знали и о замысле экранизации "Власти тьмы". Эту картину он хотел сделать своеобразным приговором системе, предавшей провозглашённые идеалы. Мраку духовной неразвитости, стяжательства и пошлости он противопоставлял свет человечности. Коммерциализация, которую мы наблюдаем, с неизбежностью ведёт к деградации эстетического качества массовых разновидностей искусства.

- У вас состоялось очередное зачисление студентов. Каков портрет абитуриента-вгиковца-2006?

- В нынешнем году Игорь Ясулович из 2 тыс. кандидатов выбрал 15 интересных и по внешним данным, и по личным качествам ребят. На 9 мест режиссёров художественного фильма оказалось более 500 конкурентов. На 32 места (очных и заочных) сценаристов поступило около 300 конкурсных работ, на 20 операторских мест было 170 желающих. Сравнительно менее острое состязание (4-5 чел. на место) отмечалось на специальности звукорежиссура, продюсерство, режиссура мультимедиапрограмм. Мы столкнулись с тем, что новое поколение в большинстве своём крайне слабо подготовлено школой - обезоруживающая малограмотность, отсутствие системных представлений об истории, огорчительные пробелы в знании литературы и искусства, включая отечественный кинематограф. У одного абитуриента пытались выяснить, кто такой Медный всадник. Мучительная задумчивость завершилась гипотезой: "Может быть, это Юрий Долгорукий?" Выручает то, что талантливых людей меньше не становится. Только у педагогов появляются дополнительные заботы о формировании общекультурного кругозора молодых.

Конечно, наш классический кинематограф был основан на глубокой драматургии. Она увлекала режиссёров и артистов в недра человеческой природы, вдохновляла на адекватное воплощение разнообразных характеров. Несравненно более требовательными были и критерии эстетического качества. В этой атмосфере формировалась плеяда актёров, прославивших отечественный кинематограф. При нынешнем потоке экранной продукции дефицит серьёзной драматургии стал болезненным. Бесконечная череда сериалов о бандитах и сыщиках угнетает.

- А техническое состояние ВГИКа не угнетает? Хотя бы тот факт, что институт лишён лаборатории для обработки плёнки?

- Почти 20 лет назад Совет министров СССР принял постановление о строительстве нового корпуса ВГИКа. В последующие годы подписывались новые документы, менялись органы управления кинематографией, но так ничего радикального и не сделано. Продолжаем ремонтировать аварийный и единственный учебный корпус, ломать голову над тем, где разместить факультеты и кафедры, необходимые для подготовки специалистов новых профессий. Стоит заполненный дождевой водой котлован, вырытый под строительство лаборатории обработки плёнки, - работы остановлены из-за отсутствия финансирования. Удивительная вещь - солидные люди вслух размышляют о роли духовности в возрождении России, а в это же время в критической ситуации оставляют заведение, на протяжении десятилетий выпускавшее крупнейших мастеров самого массового искусства. Забота о развитии ВГИКа - не проявление местнической заинтересованности. Наши замечательные педагоги - М. Хуциев, А. Баталов, В. Абдрашитов, И. Масленников, С. Соловьёв, В. Хотиненко и другие - несмотря на трудности, воспитывают талантливых мастеров киноискусства. Это - фрагмент масштабной работы по возрождению Отечества.

Смотрите также: