...Через дверной глазок хозяин квартиры видел лишь раскрытое удостоверение с государственным гербом и трехцветным флагом.
- Мы из Федеральной службы безопасности. Откройте! - Люди, стоящие за дверью, торопили. - К нам поступила информация, что у вас находились украденные из музея полотна выдающихся художников мира. Преступники на границе задержаны. Вы обвиняетесь в соучастии. Немедленно впустите! С нами участковый!
МГНОВЕННО за спинами "сотрудников ФСБ" появился человек в милицейской форме. Теперь вместе с ним на лестничной клетке их было четверо.
Едва шестидесятитрехлетний Сергей Петрович приоткрыл дверь, в квартиру тотчас же ворвались "чекисты". Один из них сильно ударил пенсионера рукояткой пистолета по голове и процедил сквозь зубы: "Ну что, богатый Буратино, опять будем у тебя все мазилки изымать. Разозлил ты нашего хозяина своей халтуркой. Теперь, падаль, отдашь все настоящее".
Тихий коллекционер
СЕРГЕЮ ПЕТРОВИЧУ ПЕТРОВУ, если так можно сказать, везло с самого детства. Родился в весьма обеспеченной семье высокопоставленного чиновника, которого обошли стороной события 1937 г. Уже перед самой Великой Отечественной войной в квартире у Петровых был настоящий музей живописи.
Во-первых, кое-какие из известных картин были конфискованы НКВД у "врагов народа", а потом через "третьи" руки попали в коллекцию Петрова-старшего. Во-вторых, в первый год войны московская интеллигенция продавала ценнейшие полотна перекупщикам практически за бесценок в надежде найти деньги на покупку лишнего куска хлеба. Ну и, в-третьих, много картин оставалось в брошенных и разрушенных домах в ближайшем Подмосковье, жители которых эвакуировались или погибли.
Сам Петр Петров по таким домам не ходил и среди перекупщиков не топтался, он четко знал, что за деньги ему предложат все необходимое. Так что за короткий срок трехкомнатная квартира в огромной сталинской новостройке в районе Красной Пресни стала малым филиалом Третьяковки.
Маленькому Сергею с детских лет было запрещено пускать кого-нибудь из друзей к себе домой, дабы никто из них не увидел и не рассказал родителям о картинах. А тем немногим "пролетариям", кто приходил чинить кран или приносил уголь, хозяин квартиры говорил, что это самые обычные копии известных художников. И все верили в это, рассматривая... оригиналы.
Выросший в такой картинной галерее Сергей еще в школе стал увлекаться живописью. Вначале карандашом, потом маслом, на листе бумаги и холсте пробовал портреты, этюды, пейзажи, графику... Львиная доля его творений уходила в корзину, но кое-что из его лучших "подмалевок", как он сам называл свои картины, оставалось висеть в его квартире.
После смерти родителей выпускник Московского химико-технологического института Сергей Петров, к удивлению однокурсников, добровольно отказался от перспективной работы в крупном госучреждении, куда его "сватали" друзья отца. Отказался, для того чтобы пойти работать... учителем рисования в школу. Объяснив свой поступок любовью к подрастающему поколению.
На самом же деле, зная всевозрастающую любовь послевоенного поколения к антиквариату, Сергей стал заниматься копированием картин известных мастеров и продажей их через "черный рынок". В новом бизнесе помогали отцовские гены. Продавал не сам, использовал посредников. Для того чтобы придать картинам "возраст", обрабатывал холст специальным составом, в результате чего подделки старели на глазах. А если требовалась экспертиза, то под микроскоп эксперта шли частички краски с... настоящих полотен, которые висели у него дома. Посредники зарабатывали достаточно.
С началом перестройки перешагнувший свой полувековой юбилей Сергей Петрович сразу же влился в захлестнувшую страну коммерцию. Обалдевшие от нахлынувшей свободы любители антиквариата, казалось, запасались ценностями впрок. Вместе с картинными подделками на теперь уже "блошиный рынок" Петров стал поставлять скульптурные подделки. За ювелирные украшения специально не брался, усвоив еще от отца, что надо заниматься только тем, в чем разбираешься.
Шишкин нарасхват
НО ДАЖЕ с таким шальным заработком денег катастрофически не хватало. Два сильных правительственных нокаута - при Гайдаре и Кириенко - оставили Петрова практически без средств к существованию. И здесь Сергей Петрович впервые совершил ошибку - обратился не через своих друзей, а через антикварный магазин с предложением продать известную картину великого Ивана Шишкина.
Уже через неделю Сергей Петрович возвратился вечером с работы в открытую квартиру. И в коридоре, и в комнатах отовсюду на него смотрели пустые глазницы багета. Ни кожаный плащ, ни видеомагнитофон грабители не взяли. По всему чувствовалось, что работали они под заказ. Исчезли почти все картины.
Но увиденное даже развеселило Петрова. Сидя на кухне в кресле, он курил и, улыбаясь, представлял, как грабители сейчас пытаются выгоднее продать украденное. По подсчетам самого Сергея Петровича, за все двенадцать картин они смело могут получить... около пяти тысяч рублей. Не больше. Таких самодеятельных творений в России предостаточно.
В этот же вечер он опять развесил по квартире подделки собственного творения. Чувствовал, что непрошеные гости вновь наведаются. Затем он достал пачку газетных вырезок и еще раз просмотрел их.
Май 1995 года. В Москве на Малой Якиманке ограблена квартира. Подобрав ключи к входной двери, неизвестные похитили картину Ивана Шишкина "Утро в лесу".
Июнь 1995 года. Из подмосковного санатория "Узкое" похищена картина Ивана Шишкина "Лесное озеро".
Ноябрь 1996 года. В Москве в квартире на Большой Спасской обнаружен труп коллекционера. Похищена картина Ивана Шишкина с изображением летнего пейзажа.
Сентябрь 1999 года. В Москве в квартиру пенсионерки на Открытом шоссе врываются неизвестные и уносят несколько картин. Среди них и картина Ивана Шишкина.
"Дернул же черт сказать перекупщикам о картине того же Шишкина! Хорошо что вовремя заменил все картины на самопал, - хвалил сам себя Сергей Петрович, - теперь посмотрят, одумаются, решат, что я блефовал, что у меня одни подделки. И больше не сунутся..." А в милицию нет смысла звонить. Что он скажет милиционерам? Что украли его подделку? А если они начнут "копать"?
Домушники берут реванш
ГОВОРЯТ, что две мины в одну и ту же воронку не попадают. Быть может. Но в криминальном мире в приметы не верят.
"Сотрудники ФСБ" появились ровно через два месяца после того памятного ограбления. Пока Сергей Петрович лежал с разбитой головой на полу, они, словно истинные оперативники, сантиметр за сантиметром осматривали квартиру учителя рисования. На этот раз собирали все, что попадалось на глаза, - сберкнижки, пластиковые карты, рубли, валюту, золото, серебро, аппаратуру, дорогую одежду, статуэтки. Семейная коллекция картин была обнаружена в платяном шкафу, под потолком. Когда Петров увидел эти скрутки в руках грабителей, сердце не выдержало и он упал без чувств.
Открыв глаза, Сергей Петрович не увидел незваных гостей. Видимо, решив, что хозяин умер, они ушли. В полупустой квартире Петров добрался до телефона и набрал "02"...
...КАК СООБЩИЛИ мне в уголовном розыске, ни одна из пропавших в столице картин Ивана Шишкина пока не найдена. По одной из версий следствия, "заказчиком" преступлений является одно и то же лицо. С какой целью похищаются все эти картины, пока загадка для сыщиков. На "черном рынке" они оцениваются в сотни тысяч долларов США. Но, быть может, эта коллекция собирается домушниками для какого-нибудь "нового русского", который сам ценит творчество Шишкина и устраивает для себя собственную Третьяковку.