Фильм "Экипаж" отмечает в этом году 20-летие своего триумфального полета. Блестящий образец необычного для отечественного кино жанра "фильм-катастрофа". Ни до него, ни после лучшим мастерам российского кинематографа не удалось сделать подобной картины, способной сравниться с "Экипажем" и по уровню спецэффектов, и по сложным траекториям "полетов" людских судеб. Но тогда, 20 лет назад, ни режиссер Александр Митта, ни созвездие великолепных актеров даже не предполагали, что создают шедевр.
Александр Митта: "Сказка обернулась трагедией"
- "ЭКИПАЖ" не задумывался изначально как "фильм-катастрофа". Это "звание" ему присвоили потом. Это же была сказка! Люди - как три богатыря, самолет - ковер-самолет, а ужасные обстоятельства - враги. Мне хотелось показать жизнь между адом и раем. Именно в таких обстоятельствах проявляются лучшие человеческие качества.
Во время съемок меня не оставляла мысль об афганской войне, которая тогда шла. И во взлете нашего самолета с этого горящего, чужого аэродрома я видел метафору: скорей бы нам убраться с этой кошмарной чужой войны! В первоначальном варианте в этих эпизодах было много людей в восточных халатах, но редактура заставила нас все это вырезать из картины - было слишком ясно, о чем идет речь... Трюки все придумывались на ходу. Вдруг оказалось, что у нас - огромная армия помощников: летчикам понравилась идея, что снимается сказка про них, и они всячески помогали: делали нам очень дешевые макеты, разрешали снимать на аэродромах, предоставляли для съемок поврежденные самолеты, которые не могли летать. И все это нам практически ничего не стоило.
Изначально предполагалось, что роль главного героя, которую в результате великолепно сыграл Леня Филатов, достанется Олегу Далю. Он даже успел сняться в двух эпизодах, но потом ушел. Олег был измучен предыдущими съемками и, будучи человеком тонкой нервной организации, находился в состоянии переутомления. Врачи настоятельно рекомендовали ему поехать на 3 месяца в санаторий. Вот тогда я и взял Леню Филатова. Собственно, предложил ему эту роль еще до Даля, и он даже несколько раз пробовался вместе с Олегом. Но худсовет предпочел Даля. Тогда Леня сказал, что не будет больше пробоваться, что напрасно стараться - все равно возьмут Даля, "сошел с круга". А когда Даль ушел, я снова вернулся к Филатову.
Леня не хотел идти на конфликт и деликатно позвонил Далю, чтобы узнать, действительно ли он отказался сам, не было ли какой-нибудь интриги? Олег ему подтвердил: все верно, он ушел сам. И только после этого Леня со спокойной душой стал сниматься.
Саша Яковлева в "Экипаже" вообще снималась впервые. Я нашел ее - совершенно случайно встретил - в коридорах "Мосфильма", в тот момент другой режиссер не взял ее на роль, и она рыдала, била кулаком по подоконнику и повторяла: "Он дурак! Дурак! Я лучше!.." И действительно - тот режиссер оказался дураком, предпочтя ей другую актрису. Зато в результате Саша прекрасно сыграла в "Экипаже".
Мы делали нашу картину с любовью. С моей точки зрения, она давала людям глоток воздуха, глоток мужества. Хотя, конечно, такой долгой судьбы ей никто не предсказывал. Да еще так получилось, что на экраны она вышла чуть ли не случайно. Просто у прокатчиков "горел план", и ее пустили в кинотеатре "Россия". Я пришел туда на 2-й день показа и увидел... пустой зал. Весь 3-й день я переживал, а на следующий пошел в кинопрокат - ругаться. Начальник кинопроката выслушал меня и сказал: "Ай-ай-ай! Пустой зал? Ну, поедемте, посмотрим!" Мы сели в машину, подъехали к "России", и я увидел... очередь вокруг кинотеатра в 3 витка - за билетами! Мне такое и в голову не могло прийти! А прокатчики, оказывается, уже знали об успехе картины и, таким образом, меня "купили". Вот так наш "Экипаж" сам завоевал себе "место под солнцем"!
Георгий Жженов: "На трюки мне было наплевать"
- "ЭКИПАЖ" для меня несколько необычная работа. Сыграть роль я и хотел, и боялся, что не смогу ее провести так, как хотелось. Потому что Саша Митта (дай Бог ему здоровья!) - оригинальный человек, незаурядный, не похожий на других и не вписывающийся в категорию тех людей, с которыми, как мне казалось, мне легко работается. Для меня он был каким-то... авангардным режиссером. Я - человек другого поколения, других привязанностей в искусстве, довольно консервативных взглядов, сторонник добротного психологического кинематографа. И мне было интересно: сработаемся мы с Миттой или нет. Тем более что он взялся за такой супервестерн - жанр для нас непривычный.
Во время работы тревога моя росла. Я видел, что он колоссальное дело делает. И мы, актеры, безропотно следовали всем его диктаторским командам. С другой стороны, меня мучил вопрос; а где же человеческая линия в фильме? Это - единственное, что мне дорого. Я плевал на все эти трюки взаправдашние - мне важны были человеческие судьбы. И я боялся, что на это-то и не хватит времени - кончатся деньги, кончатся сроки, кончатся съемки, и мы останемся в картине этакими роботами. Этой своей тревогой я поделился и с Леней Филатовым, и с Толей Васильевым, и, в конце концов, имел очень открытый и серьезный разговор с Сашей Миттой. Я понимал, что ему было важно снять все эти массовки, всю эту мерехлюндию, которая, по сути говоря, впечатляет в картине в не меньшей мере, чем человеческие судьбы. Он меня понял, и это нас сблизило.
Анатолий Васильев чуть не умер за штурвалом
- САМОЕ запоминающееся для меня событие, связанное с "Экипажем", - даже не сложные трюки, а то, что я встретился на съемочной площадке с Олегом Далем. Мне было интересно, как он работал, как боролся с самим собой и с материалом. Ведь как человек, как Личность, он очень неоднозначный. Но при этом он был светлым Рыцарем, и поэтому вокруг него всегда собирались хорошие люди. Мы работали вместе месяца полтора - в самом начале съемок. Было такое напряжение, что все время буквально ручьи пота по лицу бежали. И физически тяжело было сниматься. Я помню, как страдал Олег. Со мной там едва тепловой удар не случился. Еще бы секунда - и все! Когда на меня прямо в кадре надели весь этот "скафандр", состоящий из миллиона одежек, мне просто стало плохо. Дышать нечем - только на носу оставили две дырочки. На улице зима, а в самом Ту-154 - жарища дикая, градусов под 50! И я чувствую, что мне все хуже и хуже - перегрев страшный! Я говорю: "Быстро открывайте дверь! Быстрее! Я не могу!.." И ножами прямо на мне вспарывали всю эту одежду, снимали все. Открыли дверь, и я только: "А-а-а!" - дышать! И Олег сидит за штурвалом, и с него ручьями пот течет... А вообще-то этот случай, показанный в фильме, взят из жизни. Все это происходило на самом деле у авиаторов. Может, правда, не на такой высоте, как у нас, но - было. Был полуобмороженный бортинженер. Так что это - не выдумки. Это просто сгусток всех авиапроисшествий, что случались в гражданской авиации.
Мы снимали картину в течение года. Все время - на съемочной площадке. Бесконечные ночные съемки. А ночные съемки - значит, у тебя нет ни ночи, ни дня... Да, это был очень напряженный момент в жизни. Но он окупился - любовью зрителей, откликами. Каждый из нас получил свою порцию и славы, и денег.
И с Миттой было интересно поработать. Он не похож ни на одного из режиссеров, с которыми я работал прежде. К нему трудно привыкнуть. Не понимаешь, что у него в голове, - какие мысли, задумки. Не очень четко знаешь - нравится ему то, что ты делаешь, или нет. Очень нервный человек. И все время рисует чертей, удавов, вампиров, вурдалаков. У него был большой блокнот, и в нем гелевой ручкой (по тем временам - редкость!) черными чернилами он безостановочно рисовал всяких упырей. Говорит с тобой, что-то рассказывает, а сам рисует крокодилов-уродов, разных тварей... Может, таким образом он их из себя изгонял? Как он нам рассказывал, он задумывал "Экипаж" как краси-вую сказку о трех богатырях. Надо понимать, что Жженов - это Илья Муромец, я - Добрыня Никитич, а Леня Филатов - Алеша Попович. Такая вот троица. И как на знаменитой картине, они все смотрят в разные стороны, так и мы - каждый был повернут к чему-то своему. И надо было нас как-то собрать. Может, Митта потому чертей и рисовал - думал, как из нас сделать команду, настоящий Экипаж!
Леонид Филатов не узнал счастье в лицо
- "ЭКИПАЖ" для меня, как выяснилось, был важной картиной. А я легкомысленно полагал, что это просто кино. Я в ту пору снимался мало... то есть совсем почти не снимался: у меня до "Экипажа" был всего один фильм. Причем такой - незнаменитый и неудачный. Удача была лишь в одном - этот фильм посмотрел Саша Митта. Хотя мы с ним были знакомы и до этого, но он обо мне, по-моему, имел очень слабое представление. И тут вдруг мне предлагает сыграть у него в "Экипаже". Я к этому отнесся без особого энтузиазма. Мне было уже за 30, и я понимал, что мне нужно сняться в нескольких больших, удачных картинах. "Экипаж" я к таковым не относил. Поэтому сказать, чтобы я был очень рад, я не могу. То, что я должен был там делать, мне показалось слишком легким, простеньким, даже примитивным. В смысле актерской игры - никакой особой психологии, никакой глубины. Ну и снимался я очень легко. Но когда картина вышла на экраны!..
Как-то мы с Миттой пошли в ресторан Союза кинематографистов. Проходим мимо вахтерши. Митту она пропускает, а мне говорит: "А вы подождите! Вы кто такой?" Саша заулыбался: "Через несколько дней (а картина вот-вот должна была выйти) вы будете издалека приветствовать этого человека!" Это он имел в виду, что у "Экипажа" будет большой успех у зрителей. Но я тогда еще не воспринимал всерьез такие прогнозы. И даже если я допускал, что они могут оказаться справедливыми, я не понимал, как это может отразиться на моей карьере. Я оценивал эту свою работу с точки зрения профессии: что я там такого сделал? Ничего особенного! А раз так, что она мне может дать, эта картина? Но в результате картина дала мне очень много. В первую очередь - свободу выбора. Выбора сценариев, обилие приглашений. То есть я мог уже сам каким-то образом конструировать свою судьбу. И все это сделала одна-единственная картина - "Экипаж"!
Смотрите также:
- Боярская на съёмках не спала, а Хабенский не пил →
- Андрей Чадов: романтик или хулиган? →
- "Холодное лето 53-го..." →