Любимица ветров

   
   

Клипер "Катти Сарк" был спущен на воду с верфи в Шотландии в 1862 году. Это был самый быстроходный парусник своего времени. Сейчас он стоит на суше в Гринвиче - на окраине Лондона.

И не чайки кружат над его тремя гордыми мачтами, с которых сняли паруса, а воробьи перелетают с каната на канат, беззаботно чирикая. Носом он смотрит в сторону Темзы и, кажется, что весь он устремился туда, к воде, - только подними на нем паруса, и клипер сорветcя с места и легко пробежит по широкой реке к порту. А там - здравствуй, долгожданный морской простор!

Почему-то ощущаешь, что жизнь его не покинула. Он будто бы спит, как легендарный король бриттов Артур, и проснется, когда пробьет его час. А пока что его муляжные матросы играют в кубрике в кости, что-то стряпает на камбузе кок, плотник сбивает ящики для перевозки груза, который доставляла "Катти Сарк"...

Есть на паруснике и живые люди. Это посетители клипера - в наши дни он стал "музейным экспонатом".

В истории английского флота этот парусник занимает место рядом о бессмертным кораблем адмирала Нельсона "Виктория". Хотя "Катти Сарк" - всего лишь торговое судно, которое доставляло из Китая чай, а затем из Австралии - шерсть. Но знаете, какую скорость развивал этот клипер? Семнадцать узлов! (Для непосвященных заметим: получается, что судно за один час проходило 17 миль, а одна морская миля - 1853 метра.) Этот клипер обгонял суда, на которые стали ставить паровые машины. Но, в конце концов, пароходы доконали парусный флот: они начали использовать Суэцкий канал (короткий путь), а парусники зависели от силы ветра и по-прежнему ходили через мыс Доброй Надежды.

Но отчего же "Катти Сарк" была такой быстроходной? Это заслуга тех, кто eе строил. У этого клипера были уникальные паруса. Их площадь равнялась 3 тыс. кв. м. Это - шесть теннисных кортов! А протяженность всех канатов - 10 миль. Рекорд "Катти Сарк" - 69 дней от Австралийского континента до Лондона не превзойден ни одним парусником на свете.

Больше 80 лет бороздила моря и океаны "Катти Сарк". На вечную стоянку eе поставили в декабре 1954 года. А еще через тридцать лет шотландцы организовали Большие Парусные Гонки - ежегодную регату под названием "Катти Сарк". В 1996 году эти состязания проводились в Санкт-Петербурге.

Смотрите также: