ПО МНЕНИЮ некоторых наблюдателей, недельной поездкой на Дальний Восток президент фактически дал старт своей предвыборной кампании (правда, в Кремле это опровергают). Никогда еще он так плотно не занимался проблемами одного региона.
Владивосток встретил главу государства проливным дождем, порывами ветра и растяжками с лозунгами "Путин - наша сила" и "С Путиным победим". Правда, уже на следующий день "родимые пятна социализма", как хлестко окрестил подобную агитацию сам президент, стараниями членов московской делегации с улиц убрали.
Вместе с В. Путиным прибыло больше десятка министров и других ответственных персон. Причем многим из них, как, например, А. Чубайсу, пришлось отказаться от спецсамолетов и салонов бизнес-класса и лететь вместе с журналистами и сотрудниками службы безопасности в передовом лайнере президентского кортежа. В Приморье прилетели также супруга и дочери президента. Впрочем, все последующие дни они держались в стороне от политики - изучали живописные окрестности Владивостока и совершали морские прогулки на острова.
Центральным событием визита стало совещание по социально-экономическим проблемам региона. Министрам пришлось отчитываться не только перед президентом, но и перед жителями. По данным "АиФ", В. Путин лично распорядился, чтобы совещание транслировалось в прямом эфире на весь Дальний Восток.
Объяснить причины энергокризисов, преследующих регион, взялся глава РАО ЕЭС. Оказалось, уникальность местной энергосистемы - в ее оторванности от остальной России. А некоторые районы Якутии, по словам А. Чубайса, вообще получают ток с помощью "чудовищного анахронизма" - дизельных установок. Из-за того что 80% электричества вырабатывается за счет привозного сырья, взлетают тарифы. Стоимость киловатт-часа во Владивостоке - 98,4 коп., на Камчатке - 2,14 руб. при среднероссийской цене 59,8 коп. Частично решить проблему поможет Бурейская ГЭС. Ее 1-й блок планируется пустить летом 2003 г., а полностью достроить к 2010 г. Вложиться в проект вроде бы собирается О. Дерипаска, который хочет построить в Приморье алюминиевый завод. Его примеру могут последовать и другие олигархи. Как выразился Чубайс, в качестве инвестора он "готов рассматривать любого, хоть Березовского".
Президент в целом эти планы одобрил, как и другой проект - строительство Транскорейской магистрали, которая свяжет Корейский полуостров с Транссибом и позволит увеличить товаропоток из Азии через Россию в Европу. Помимо экономического (бюджет получит до 3 млрд. "транзитных" долларов в год) проект имеет и политическое значение. По словам В. Путина, строительство ТКМ "позволит России обеими ногами встать на Дальнем Востоке".
В целом программа развития Дальнего Востока, по словам хабаровского губернатора В. Ишаева, оценивается в 118 млрд. руб.
Помимо внутренних проблем президенту пришлось уделить внимание гостю - лидеру Северной Кореи. В окружении В. Путина говорят, что никогда еще не видели Ким Чен Ира таким раскованным. Раньше в присутствии телекамер "любимый руководитель" северных корейцев тушевался, не размыкая губ даже для формального приветствия. На этот раз он заговорил с нашим президентом, не дожидаясь ухода журналистов.
Общение лидеров не ограничилось двумя протокольными часами и продолжилось за ужином. Как удалось выяснить, они обсудили не только перспективы строительства Транскорейской магистрали, но и ряд щекотливых международных тем. Например, проблему соблюдения Северной Кореей моратория на ракетные испытания, особо волнующую США. И как будто нашли общий язык. Разошлись только в мелочах. Ким Чен Ир ответил отказом на предложение нашей стороны остановиться на ночлег в том же Доме приемов, где проходили переговоры. Опасающийся покушений северокорейский гость предпочел заночевать в своем бронепоезде, "припаркованном" поблизости.
Последние два дня в Приморье глава России провел в море, знакомясь с состоянием дел на Тихоокеанском флоте. Главным событием стала встреча с экипажем противолодочного корабля "Маршал Шапошников".