МИНУВШЕЕ жаркое лето вопреки законам физики принесло заметное похолодание в отношениях России и Белоруссии.
ПИК кризиса случился на августовской встрече в Кремле, на которой Владимир Путин предложил Александру Лукашенко два варианта союза. Первый - быстрое, в течение полутора лет, вхождение Белоруссии в состав РФ. Второй - медленное сближение по образцу Евросоюза. Инициативы Кремля возмутили Лукашенко.
Интегратор-2
НАБЛЮДАТЕЛИ строят догадки - с чего вдруг Кремль решил встряхнуть вялый процесс российско-белорусского сближения? Первая версия объясняет все "происками мировой закулисы". Дескать, США мечтают замкнуть вокруг России "силовое кольцо". В Средней Азии уже развернуты базы НАТО. Если верить утечкам из спецслужб, к концу 2002 г. войска союзников высадятся в Грузии с последующим выдвижением в Чечню (под предлогом совместной с Россией борьбы с терроризмом). Украина, Азербайджан и Молдова втягиваются в орбиту НАТО. Последней "костью в горле" для Запада и "отдушиной" для России остается Беларусь. Якобы, чтобы не допустить сближения, которое спутает им все карты, Штаты и надавили на Кремль, провоцируя ссору Путина с Лукашенко.
Вторая версия - "личностно-психологическая". Ее авторы считают, что разлад начался с поездки Б. Ельцина к А. Лукашенко в июле этого года. По слухам, речь у них зашла в том числе и о В. Путине. Будто бы первый президент РФ не слишком одобрительно отозвался о преемнике, и собеседник с ним согласился. Путину тут же доложили, что "семья" нашла себе союзника в лице батьки. И того решили проучить.
Наконец, третья версия: Путин одним махом "выбил табуретку" из-под Лукашенко, отобрав у него имидж главного борца за союзное дело. Все последние годы белорусский лидер твердил, что Россия тормозит объединение. И вот Путин перехватил инициативу, предложив четкий план: весна 2003 г. - референдум, декабрь 2003 г. - выборы союзного парламента, март 2004 г. - выборы союзного президента. Кремль рисковал - если бы Лукашенко принял этот сценарий и выставил свою кандидутуру на президентских выборах, он мог бы стать для Путина гораздо более опасным соперником, чем Г. Зюганов... Но Лукашенко спасовал и план отверг. И всем стало понятно, кто на самом деле "тормозит" и чего стоят призывы Минска к скорейшей интеграции.
Получится как всегда?
ВПРОЧЕМ, какие бы причины ни заставили В. Путина сыграть ва-банк, в его предложениях заведомо крылся подвох. "При всей любви к России Белоруссия вряд ли согласится на самоликвидацию, - считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. - Превращение шести областей Белоруссии в субъекты РФ означает, что эта страна исчезнет с карты мира. Но даже в СССР Белоруссия была союзной республикой наравне с Россией. Она была соучредителем ООН. Кроме того, в предложенном варианте не просматривалось никакой роли для самого Лукашенко. Его полномочия заканчиваются в 2006 г., а Путин приспособил дату выборов общего президента к окончанию своего срока в 2004 г.".
Однако эксперты считают, что вместе с "мутной водой" варианта поглощения Белоруссии батька поспешил выплеснуть и "ребенка" - вариант сближения по типу ЕС. Сценарий, при котором стороны сохраняют суверенитет и все его атрибуты (флаг, гимн, свои органы власти), но соглашаются на общее экономическое пространство - без границ, с единой валютой и таможенными правилами. Похоже, именно этот вариант - наилучший.
Но более вероятен третий, пессимистический сценарий: все останется как есть, на уровне разговоров. Достаточно сказать, что в проект бюджета РФ на 2003 г. Минфин "забыл" заложить 2 млрд. рублей на выборы общего парламента. Нет денег - нет и союза.
По слухам, отдуваться за неудачную интеграцию придется и Пал Палычу Бородину. Не случайно госсекретаря СРБ встречали недавно в Самаре, Саратове и Пензе в качестве... лидера Евразийской партии. Возможно, он чувствует, что пора искать запасной аэродром, и готовится к выборам в Думу.
Зато КПРФ получит на выборах в Думу лишний козырь в борьбе за электорат. Мол, как и Ельцин, Путин тоже "развалил Союз" - российско-белорусский. Конечно, коммунисты не станут уточнять, что этот союз был виртуальным. Настоящий экономический и политический союз никто еще и не начинал строить. И об этом действительно можно только сожалеть.