В одном из своих номеров вы писали о том, что получают простые граждане от нефти в России и за рубежом. Если за границей государство имеет свою долю от добытой нефти, то у нас компании просто должны платить налоги. Интересно, сколько же они зарабатывают и сколько отдают государству. Правда, что они недоплачивают?
Е. Ж а р и к о в, Н. Новгород
ДОХОДЫ у российских нефтяников действительно большие. Три из пяти крупнейших компаний имеют миллиардные прибыли. ЮКОС за 2001 г. добыл 58,07 млн. тонн нефти и получил чистой прибыли почти 110 млрд. рублей (или 3,47 млрд. долл.). "ЛУКОЙЛ" заработал 88,5 млрд. руб. (2,8 млрд. долл.), выкачав из недр 78,3 млн. тонн. "Сибнефть" заявила о доходах в размере 41,2 млрд. руб. (1,3 млрд. долл.) и объемах добычи примерно в 20,7 млн. тонн. Еще две компании - Сургутнефтегаз и ТНК - накачали 44 и 40,7 млн. тонн, а заработали 10,9 млрд. руб. (343 млн. долл.) и 9,7 млрд. руб. (307 млн. долл.) соответственно.
Сколько же они отдали государству? "ЛУКОЙЛ", согласно их собственному годовому отчету, в 2001 г. заплатил государству 4,793 млрд. долл. в виде различных налогов. Получается, что в бюджет нефтяники отдали чуть ли не вдвое больше, чем оставили себе. Сургутнефтегаз, по сообщению их представителя, выплатил 418 млн. Это тоже превышает их чистую прибыль в 1,2 раза. А вот Сибнефть заплатила налогов всего 556 миллионов. Это в два с лишним раза меньше, чем заработали акционеры компании.
Цифры противоречивые. Представитель ЮКОСа Александр Шадрин объясняет это различиями системы финансовой отчетности. "Сейчас компании переходят на международную систему отчетности. Но некоторые еще работают по российской. На данные наших аудиторов ориентироваться нельзя. Они часто не берут в расчет дочерние компании, а считают только головную компанию с небольшим штатом и соответствующими затратами". А вот Дмитрий Долгов из "ЛУКОЙЛа" дает более реальную оценку "налоговой чехарде": "Есть так называемые методы оптимизации налогов: региональные льготы, свободные экономические зоны. Некоторые компании этим злоупотребляют".
Нефтяные компании являются крупнейшими налогоплательщиками и приносят бюджету значительные средства. Однако средства эти распределяются неравномерно. Счетная палата РФ провела даже специальную проверку "Влияние развития нефтяного комплекса России на формирование федерального бюджета РФ". Аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын описывает схему под условным названием "корпоративные цены".
Большинство крупных нефтяных компаний зарегистрированы в Москве. Здесь они имеют офисы. А предприятия, которые качают нефть, зарегистрированы в тех регионах, где месторождения, скажем, в том же Ханты-Мансийске. И по отношению к центральной московской компании они являются "дочерними" предприятиями.
"Дочка" добывает нефть и продает "маме" по заниженной цене. В 2000 году, когда Счетная палата проводила проверку, цена была примерно 1043 рубля за тонну (около 5,5 доллара за баррель). А уже "мамы" реализовывают черное золото на российском рынке по 3203 рубля за тонну (или по 17 долларов за баррель). И за границу по мировым ценам - по 29 долларов за баррель.
Представители нефтяных компаний уверяют, что это абсолютно законная схема. Однако в результате все основные прибыли достаются головному офису. А основные налоги - московскому бюджету. Нефтедобывающие же компании и нефтяные регионы остаются практически ни с чем. Им не хватает денег на инвестиции, на реконструкцию производства, на экологические программы, а регионам - на зарплаты бюджетникам.