ВСЮ свою жизнь Владимир Ворошилов посвятил игре. Может быть, именно поэтому многие сторонились его, считали странным. Но те, кого он принимал в свою команду, уже не могли жить без ворошиловской страсти. Читателям "АиФ" о Владимире Ворошилове рассказывает его вдова Наталья СТЕЦЕНКО.
"Хулиган и чудовище"
- МЕНЯ отправили к нему на работу из молодежной редакции. Владимир ждал в холле на Шаболовке. Он оглядел меня с ног до головы и сказал: "Так вот какая Наташа Стеценко - такая же толстая, как и я". Ну что после такого комплимента можно было подумать об этом человеке?
В работе он был хулиган и чудовище. Один из самых ярких примеров творческих хулиганств Ворошилова - это прорубленный потолок "Ленкома". Он работал главным художником этого театра, и на одном из спектаклей его не устроил свет, поэтому ночью он взял рабочих и они топорами в потолке "Ленкома" проделали дыру - "создали естественное освещение". Ворошилов был доволен, а руководство театра - в шоке. За это его из театра выгнали.
Но самым неприятным в характере Ворошилова был не деспотизм и не хулиганство, а то, что он был человек мелочей. Один раз он позвонил своему секретарю, кричал в трубку, почему у него дома нет туалетной бумаги, и требовал, чтобы она ему срочно эту бумагу привезла.
С Борисом (Борис Крюк, сын Натальи Стеценко от первого брака) он всегда обращался как с равным. Когда Ворошилов собрался уходить из "Что? Где? Когда?", то позвал к себе именно Бориса и сказал, что тот должен взять на себя игру. Борис отказался и высказал идею, что игру может вести компьютер. На что Ворошилов разозлился, хлопнул папкой по столу, схватил портфель и выбежал из кабинета. Это было незадолго до его последней игры. Но, несмотря ни на что, все получилось так, как хотел Ворошилов, - Борис исполнил его желание.
Ворошилов всегда говорил, что 2000 год для него - это черта. Он всегда вспоминал Евгения Евстигнеева, который поехал за границу делать операцию на сердце. А за рубежом у медиков принято рассказывать пациенту о том, что и как ему отрежут, и даже о том, как он может умереть. Евстигнеев не дожил до операции, он умер накануне. Ворошилов всегда приводил этот пример и говорил, что очень хорошо понимает, почему умер актер: "Он просто представил себе все, о чем ему рассказывали, все это в себе проиграл и в тот же момент умер". У меня такое ощущение, что Ворошилов проделал то же самое. Это не значит, что он не хотел жить, он просто себе придумал, что должен умереть на рубеже тысячелетия, в свое 70-летие, в 25-летие игры "Что? Где? Когда?" - слишком много круглых дат совпало.
Во время прощания в Нескучный сад, когда мы готовили траурный зал, прилетел филин, хотя раньше никто никогда там филинов не видел. Птица села на ветку рядом с домом и долго-долго кричала. Все решили, что это Ворошилов прощается с нами и с игрой.
Я думаю, что мы с Ворошиловым были двумя половинками одного целого. Я сдерживала его буйный характер, делилась с ним своим оптимизмом. Он же отдавал мне часть своей энергии, любви к работе. Сейчас у меня такое ощущение, что вместе с ним вся радость к жизни, к игре ушла. К тому же и жизнь, и игра стали совсем другими.
Взгляд с другой стороны
P. S. После смерти Владимира Ворошилова стало известно, что он уже несколько лет жил с другой женщиной, которую тоже звали Наталья и у которой от него родилась дочь Наташа.
"Наталья Стеценко до сих пор держит обиду на мужа, - комментирует друг Владимира Ворошилова драматург Михаил ШАТРОВ. - И то, что она называет его "хулиганом, хамом и чудовищем", - это все субъективистские чувства оскорбленной бывшей супруги. Я знаю, кем была Стеценко, когда они познакомились, и кем она стала благодаря Ворошилову. Единственное, чего он не смог из нее сделать, - это верного и надежного друга для себя. А те 25 лет, про которые она говорит в каждом интервью, - это только штамп в паспорте, ничего не значащий.
Ворошилов не был ловеласом, но подруг у него всегда было много. Он умел сделать так, что не он бегал за женщиной, а она нуждалась в нем. Наташа Климова, его последняя жена, тоже не отходила от него ни на шаг. Они познакомились в Переделкино. Он уже тогда не жил со Стеценко. И когда выяснилось, что должен появиться ребенок, Ворошилов, не колеблясь, сказал "да", хотя ситуация его несколько смущала - он думал о своем возрасте. Когда Ворошилов почувствовал, что с ним может что-то случиться, он пригласил меня и Анатолия Лысенко и сказал: "Ребята, если что, помогите дочери".
Мне очень жаль, что Наталья Стеценко после смерти Владимира Ворошилова публично расписалась в своей несостоятельности. И вот сейчас в суде рассматривается дело о разделе наследства между Натальей Стеценко и четырехлетней Наташей Ворошиловой. Я уверен, что наследство Владимира Ворошилова - это основная причина всех негативных высказываний Стеценко о нем.
Что касается игры, то отдавать ее он ни Борису, ни кому-то другому не собирался, преемников у него не было. 25-летия программы вообще могло и не быть. Тогда руководство ОРТ потребовало от Ворошилова сумму с четырьмя нулями в долларах за то, чтобы юбилейная серия вышла в эфир. Он заплатил. А после пришел ко мне весь белый, руки у него тряслись, он кричал, что ненавидит себя за то, что поддался уговорам коллег и заплатил эти деньги. Денег ему было не жалко, а жалко было себя и игру. Мы договорились, что встретимся, когда он немножко придет в себя. Но на следующий день на полпути ко мне Володя позвонил и сказал, что у него плохо с сердцем. Он вернулся домой к Наташе и дочке и через час умер".