В МОСКВЕ пережили очередную подковерную драму. Руководство страны вдруг осознало, что совершило ошибку, допустив государственную китайскую нефтяную компанию до аукциона по продаже "Славнефти". Почти все ведущие политики и справа и слева называли это стратегической ошибкой. Теоретически опасность действительно существовала.
В чем она? Первое. Китайцы могли бы войти в альянс с г-ном Лукашенко, который в значительной степени контролирует нефтеперерабатывающие мощности Беларуси. Совладельцем этих мощностей является "Славнефть".
Второе. Можно ли назвать приватизацией покупку госсобственности России госкомпанией другой страны? А речь идет о невосполнимых природных ресурсах.
Третье. Для охраны и эксплуатации месторождений и трубопроводов китайцы способны привезти своих. Это в корне изменит политическую ситуацию на огромной территории.
Четвертое. Мощное присутствие другого государства в Сибири станет реальным рычагом давления на Москву.
В верхах по этому поводу прошло не одно совещание. Искали выход. Положение усугублялось тем, что г-н Цзян Цзэминь лично просил за китайскую компанию. Последним аргументом стала записка, которую получило на днях наше руководство. В ней будто бы изложены предложения КНР по масштабным госинвестициям в сырьевые отрасли Сибири и Дальнего Востока. Если то, что нам известно о содержании записки, правда, то китайцы предлагали сделать наши территории топливно-энергетической базой своей стремительно развивающейся экономики. Завершилось бы это процветанием Сибири или вместе с китайскими деньгами пришли бы новые проблемы для местного населения, можно только догадываться. Американцы, кстати, стараются не допустить подобного процесса. Например, под предлогом несоблюдения в Китае прав человека.
Серьезную конкуренцию азиатскому инвестору могли бы составить только "Сибнефть" и ТНК. Появились сведения о возможном участии в конкурсе "Роснефти". Что же касается китайцев, то они в последний момент решили не доводить ситуацию до политического кризиса и отказались участвовать в торгах. Было бы хуже, если бы пришлось их демонстративно обидеть - не ровен час откажутся от многомиллиардных закупок нашего оружия.