Примерное время чтения: 5 минут
106

Хорошо стоим?

В КОНЦЕ уходящего года экономисты подводят итоги. И, пожалуй, впервые мнения экспертов по поводу ситуации в российской экономике принципиально расходятся. Оптимисты утверждают, что благодаря потребительскому буму экономика в этом году вырастет на 4,1-4,2%. Другие уверены, что она переживает не лучшие времена, а все растущие доходы будут потрачены на импорт.

У бизнеса нет стимула

МИХАИЛ ЗАДОРНОВ, бывший министр финансов, депутат Госдумы:

- ПО МОЕМУ мнению, в России начинается стагнация. Первое. В 2000 году рост был 9%, в 2001-м - 5%, в этом году экономический рост скорее всего составит 3,9-4%. Уверен, что в следующем году нам не достичь тех позиций, о которых говорит правительство, - 4,4%. На деле можно говорить о 3-3,5%. Следовательно, мы видим тенденцию к замедлению экономического роста.

Второе. В течение полугода - после теракта 11 сентября и до марта этого года - цены на российскую нефть на мировом рынке упали до 18,5 доллара за баррель. Темпы экономического роста тоже сразу сократились до 2,5% в год. После марта цены подскочили до 24-27 долл. за баррель - и показатели экономического роста выправились. Напрашивается вывод: как только цены вновь начнут снижаться (а рано или поздно это произойдет, потому что 18,5-19 долларов за баррель - это среднегодовая цена последних тридцати лет), темпы экономического роста в России упадут до тех самых 2-2,5%.

Рост прошлого года обеспечивался ростом потребления населения и инвестициями. И он был более здоровым, чем в этом году. Потому что рост этого года был во многом обеспечен нефтедобычей, которая выросла на 9%, нефтепереработкой, цветной металлургией, химической промышленностью. Иными словами, Россия сейчас живет в основном за счет экспорта. Экспорт на 87% формируется из сырья: нефти, газа, цветных и черных металлов, химии. Мы практически перестали экспортировать высокотехнологическую продукцию, за исключением оружия.

В то же время у отраслей, ориентированных на внутренний рынок, - легкой, микробиологической промышленности, машиностроения, электроэнергетики - темпы роста были очень низкие, а порой и просто нулевые. Прирост инвестиций тоже становится все меньше и меньше: в позапрошлом году - 18%, в 2001 г. - 9%, в этом году они вырастут максимум на 3%. Значит, не создается условий для будущего роста.

Еще один момент. Доходы населения увеличиваются (в этом году еще на 7-8%). Но если сравнить среднемесячную зарплату в Польше, где она составляет 500 долларов, в Венгрии, где она еще больше, и в России, где сегодняшний официальный уровень доходов - 150 долл. в месяц, то мы увидим, что все относительно. К тому же заметна тревожная тенденция: люди предпочитают тратить свои дополнительные доходы на импортные товары, а не на отечественные. К концу 2002 года импорт вырастет на 15%, а это ведет, как мы уже говорили, к тому, что отечественная легкая промышленность, машиностроение не развиваются. Я предполагаю, что экономический рост будет замедляться, по крайней мере, до весны. К тому же облегчение налогового бремени в 2003 году будет минимальным. То есть дополнительных стимулов у предприятий и бизнеса увеличивать объемы производства нет.

Растем быстрее Европы

ВЛАДИМИР МАУ, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ:

- НА МОЙ взгляд, культ любых цифр крайне опасен. Темпы роста ВВП в нашей стране, конечно, ниже, чем хотелось бы, но они выше, чем в большинстве других стран. В Западной Европе экономический рост составляет 1-2% в год. У нас - 4%. С другой стороны, в Азербайджане за 9 месяцев текущего года ВВП вырос на 10%, в Армении - на 12%, в Молдове - на 6,4%. Только почему-то граждане этих государств приезжают на заработки в Россию, а не наоборот.

Конечно, хотелось бы, чтобы показатели российской экономики были более высокими. Но нам нужен рост не сам по себе, нам нужна принципиально иная структура роста: ослабление зависимости экономики от сырьевых отраслей, топливно-энергетического комплекса и усиления роли машиностроения, потребительского сектора, сектора высокотехнологичных услуг (Интернет, компьютерные программы, информационные технологии, телефонизация и т. д.).

К сожалению, официальной статистикой структурные сдвиги в направлении новой экономики и информационных услуг плохо регистрируются. Наша статистика типична для индустриального общества. Она привыкла все измерять в тоннах, в штуках - и это нормально, но перемен в новых секторах она не охватывает.

Я же сужу о переменах по ряду косвенных признаков. Так, количество тех же компьютеров, телефонов год от года увеличивается в разы. Логично предположить, что люди не только друг с другом общаются по мобильным телефонам, но и пользуются услугами Интернета. Другой пример - инвестиции: вложения в машиностроение росли в 2002 г. быстрее, чем инвестиции в среднем (хотя по объемам оставались незначительными).

По итогам года рост инвестиций, как и экономический рост и рост промышленного производства, скорее всего, составит 4%. Это, конечно, мало. Уровень инвестиций сегодня втрое ниже, чем был, предположим, в 80-х годах. Но в тот момент экономика уже падала. А сейчас работает в темп инвестициям. Мы входим в новую полосу - в цикл инвестиционного роста.

Кроме того, не будем забывать о низкой деловой активности в мире. Было бы странно, чтобы в условиях падения темпов роста мировой экономики российская экономика увеличивала обороты. В последние годы наша экономика подвержена сезонным колебаниям. Перед ноябрем и мартом она останавливается. Каждый раз это вызывает серьезную дискуссию: считать ли это временным спадом или признаком стагнации. И в конце концов приходят к выводу, что это просто сезонная депрессия. В прошлом году экономисты пророчили спад, а в мае-апреле экономика вылезла.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно