ДОРОГИЕ россияне! Мы с вами медленно, но верно умнеем. Во всяком случае, именно такой вывод напрашивается, если посмотреть на то, какие книжки мы читаем. По итогам 2002 года на первые места по продажам вышли романы-притчи Пауло КОЭЛЬО, слегка разбавленные романами японского интеллектуала Харуки МУРАКАМИ и нашего Бориса АКУНИНА. Ну и, естественно, книжки Джоанны РОУЛИНГ про чудо-мальчика Гарри Поттера.
Быть умным выгодно
КОНЕЧНО, я рад бы отрапортовать: детективы больше никто не читает и изголодавшиеся по качественной литературе россияне набросились на серьезную прозу. Но это не так. Потому что такого нет нигде в мире. Насколько умной и духовно развитой ни была бы страна, все равно ее население в первую очередь будет покупать легкое чтиво. Другое дело, что в России пропасть между бессмысленными боевиками и умной литературой постепенно становится менее глубокой. Во-первых, читатель стал более привередливым. Примитивными детективами он уже наелся. Ему хочется, чтобы и сюжет в романчике был бы правдоподобным, и язык - литературным. Во-вторых, какая-то часть соотечественников перестала все силы и время отдавать исключительно зарабатыванию денег и вернулась к нормальной жизни. А в-третьих, в больших городах, особенно в Москве, подросло новое поколение молодых людей, которые любят читать. Вот такое у них теперь модное увлечение. Громкие скандалы этого года, разгоревшиеся вокруг романов Владимира Сорокина, Александра Проханова, Эдуарда Лимонова, этот интерес к литературе только подогрели.
И в результате интеллектуальная Татьяна Толстая сегодня составляет вполне серьезную конкуренцию Марининой и Донцовой. Людмила Улицкая, получившая в прошлом году премию "Букер" за роман "Казус Кукоцкого", теперь и на родине пользуется такой же славой, как за границей, где ее давно успешно переводят и продают. Латиноамериканец Паоло Коэльо со своим "Алхимиком" и вовсе стал русским народным достоянием. На встречу с ним выстраивались такие очереди, которых книжные ярмарки не помнят с советских времен. Книги одного из интереснейших писателей в области психологии и психотерапии Ирвина Ялома выходят в крупном издательстве "ЭКСМО", которое до этого занималось детективами и фэнтези и интеллектом блистать не собиралось - невыгодно было. А теперь быть умным снова стало выгодно.
Даешь историю!
НА ОДНОЙ из деловых встреч я беседовал с британцем, редактором исторических книг. Оказалось, у них в Англии сейчас бешеным успехом пользуются телепередачи по истории - длинные, рассчитанные на несколько недель. И - соответственно - книги на эту же тему. А у нас? А у нас - один Эдвард Радзинский, который, при всем его таланте, на все вопросы ответить просто не может. И он все-таки больше писатель, чем историк.
Не хотим мы пока знать о себе больше того, что нам рассказывали на уроках истории. Почему? Непонятно. Почему-то абсолютно чужой, да еще и придуманный Гарри Поттер нам гораздо интересней, чем собственные легендарные личности. Наверное, тут и историки виноваты: подрастеряли они искусство говорить о сложном просто, о достоверном - увлекательно. А писатели, хоть и очень хорошие, настоящую историю придумывать не могут - у них задачи другие.
Вот живой классик Борис Васильев написал два исторических романа про княжну Ольгу и князя Олега - того, который "Вещий" и "принял смерть от коня своего". Занимательно получилось? Еще бы! Но исторической достоверности в романе примерно столько же, сколько в сериале про гардемаринов. А жаль... Научиться бы нашим занимательные исторические книги писать - читатель бы большое спасибо сказал.
Однако придется и дальше умнеть. Читать много словарей, энциклопедий и учебников по самообразованию (что сейчас и происходит). В будущем году Россия выступит в качестве главного гостя на Международной Франкфуртской книжной ярмарке. "Сотня юных бойцов" российского литературного фронта будет вывезена в Европу и явлена всему читающему и издательскому миру - не столько для того, чтобы похвастаться имеющимся, сколько для стимуляции продажи прав на издание русских писателей за рубежом. А это может произойти: Западу, который не устает искать новые имена, наша современная литература понравится, и они сами примутся искать новые таланты в России. Тут-то мы у них опыт и переймем - нам не впервой.
Смотрите также: