ВНИМАТЕЛЬНЫЕ телезрители наверняка обратили внимание на появление в постновогодней "Песне года" рок-музыкантов - группы "Би-2" и Юлии Чичериной. Обычно рокеры как черт от ладана шарахались от программы, в которой до сей поры паслись исключительно представители традиционной эстрады. А тут на тебе - "Мой рок-н-ролл" заряжен в одну обойму с хитами Леонтьева, Королевой, Баскова и т.д.
К СОЖАЛЕНИЮ (или счастью), нынешнее поколение рок-молодежи гораздо прагматичнее и циничнее своих коллег-ветеранов. И именно последние за свою упертость и нежелание идти на компромиссы часто становятся объектами насмешек этой самой рок-шпаны. "Что с тобой сделал русский рок, парень? Такой молодой, а уже Сергей Галанин. Что с тобой сделал русский рок, друг? Такой молодой, а уже Шевчук", - поет лидер "Тараканов" Дмитрий Сид. Шевчук, в свою очередь, шпыняет "Сплин" и "Би-2" за попсовость и коммерческий подход, а с лидером "Танцев минус" Вячеславом Петкуном вообще устроил нешуточную дуэль в прессе. Шевчука с вечными поисками правды и несгибаемым характером удивляет, с какой легкостью талантливые молодые музыканты стали продавать свое вдохновение.
Плохиши
КАК только рок перестал быть формой протеста и его представители запели (причем так же приторно-мармеладно) о тех базовых ценностях, на которых всегда стояла попса, - любви, сексе, нежности, солнце, мире и т.д., он потерял свой драйв. Чем принципиально отличается песня "Иванушек" "Капелька света" от хита "Танцев минус" "Десять капель", не скажет никто. И какая написана искреннее, тоже большой вопрос. Петкун вообще для своих околотридцатилетних сверстников превратился в знаковую фигуру, перебросившую связующий мостик между двумя враждовавшими когда-то кланами. Сергей Шнуров, на которого глянцевые журналы навесили ярлык нового Че Гевары от рока, использует те же самые пиар-технологии, которыми пользуется Петкун (как бы ни казались на первый взгляд разными две эти фигуры). Та же наигранная хамоватость, физиологический натурализм, циничность и т.д. При этом Шнур так же, как и Петкун, всего лишь играет востребованную сегодня роль обаятельного негодяя.
Тиски шоу-биза
НИВЕЛИРОВКУ границы между рок- и поп-песнями довершили музыкальные каналы и радиостанции, поместившие два этих разных жанра в единое информационное пространство (яркими примерами могут служить та же "Песня года" или "Золотой граммофон" с участием "Сплина", "Танцев минус" и "Мумий Тролля"). Еще на заре своей популярности лидер "Мумий Тролля" Илья Лагутенко, чтобы отбиться от назойливых журналистов, пытающих его избитым вопросом: "Что вы играете - рок или поп?", - сформулировал универсальную отговорку: "Мы играем рокапопс". На пути компромиссов многие молодые таланты свернули себе шею. Где теперь подававшие надежды и получившие от общественности большие авансы - "Маша и медведи", "Мечтать"? Та же Земфира, оказавшаяся в тисках большого шоу-бизнеса, стала все чаще погружаться в депрессию.
"Фишки"
ОДИН из рок-продюсеров уверял меня: сегодня успех приходит лишь к тем музыкантам, у кого есть своя "фишка". "Вот, например, Бутч, - говорил он, - непонятно, то ли это парень, то ли девушка. Это и есть фишка". А что при этом Бутч поет, моего собеседника интересовало в последнюю очередь. При таком подходе непонятно, чем отличается от всех вышеназванных тот же Борис Моисеев, которого не лягнул только ленивый? У него тоже есть своя "фишка" - "голубая".
Одно дело, когда подобные трюки являются лишь паровозами, вытягивающими вагончики с интересной музыкой. Другое, когда кроме "фишек" ничего нет. Как бы весь русский рокапопс и та молодежь, которая за ним идет, не рванули по этому пути.
Смотрите также: