Примерное время чтения: 7 минут
109

Попов с улицы Попова

В ДЕНЬ, когда выйдет этот номер нашего еженедельника, произойдет главное событие первой олимпийской недели - финал состязаний на стометровке вольным стилем. Всем интересно знать, удастся ли пловцу Александру ПОПОВУ в третий раз подряд одержать олимпийскую победу на самой престижной в плавании дистанции.

ДО СИХ ПОР выиграть стометровку на двух Играх кряду удавалось лишь двум пловцам в мире. В 1924 и 1928 годах это сделал американец Джонни Вайсмюллер. В 1992-м и 1996-м - россиянин Александр Попов.

Как-то Саша рассказал мне о таком эпизоде. Когда завершались Олимпийские игры в Атланте-96, он отправился в штаб российской делегации, чтобы забрать пришедшую на его имя почту. Среди вороха поздравительных телеграмм была и та, которой какого-то особого значения он не придал: "Мы очень хотим, чтобы ты сделал то, чего не удалось сделать нашему отцу. Верим и желаем удачи. Лайза и Мария Вайсмюллер". "Только в гостиничном номере, - усмехнулся Попов, - перечитав этот текст раз и другой, до меня дошло, во что верят и чего желают мне дочери легендарного Тарзана!"

- Раз не завязал до сих пор с плаванием - значит, веришь в это и сам? - спросил у Александра, когда минувшим летом он приезжал в Москву.

- Если бы ощущал, что не способен на Олимпиаде составить соперникам реальную конкуренцию, уж придумал бы какую-нибудь отговорку, чтобы вообще не стартовать и не позориться.

Отчаяние великого мошенника

О НАИБОЛЕЕ вероятных соперниках Попова следует рассказать особо.

Хотя бы для того, чтобы напомнить, в какой обстановке враждебной и разнузданной истерии Попову пришлось биться за "золото" в олимпийской Атланте. Там на обеих спринтерских дистанциях - 100 и 50 м - Александру противостоял Гэри Холл, лидер сборной США. Ни один из дней, предшествовавших решающим стартам, не обходился без того, чтобы информационная служба не распространила очередное интервью с ним.

"...Когда я выиграл отбор в олимпийскую команду, - откровенничал Холл, - отец поздравил меня и попросил: постарайся побить русского! Я поклялся, что сделаю это". Как выяснилось, Гэри принес "страшную" клятву не только отцу, но еще и деду.

Перед началом финального заплыва на стометровку семидесятилетний старик занял место перед телевизором в кабинете начальника тюрьмы в городе Туксоне, штат Аризона, получив специальное на то разрешение. Лучше сказать - добился приглашения, потому что телевизор он мог смотреть и в своей комфортабельной камере. Бывший когда-то президентом одной из самых известных страховых компаний Америки, дедушка Холл отбывал 12-летнее заключение за организацию одной из самых скандальных в истории США финансовых афер.

Великий мошенник жаждал увидеть великую победу внука. И ему непременно требовался свидетель, чтобы разделить радость. Начальнику тюрьмы, однако, пришлось разделить его горечь... Как и президенту их страны Биллу Клинтону, вместе с женой и дочкой прибывшему в олимпийский бассейн, чтобы увидеть триумф американского духа.

В Атланте Попов во второй раз победил на обеих дистанциях спринта, став 4-кратным олимпийским чемпионом. "Он на три года старше, на три года опытнее меня, - заявил Гэри Холл напоследок о победителе. - Здесь Попов сделал то, что я сделаю в олимпийском Сиднее". Холл сейчас в Сиднее, он по-прежнему один из лидеров своей сборной и, конечно, злой как черт...

Крестный отец в белом халате

НАВЕРНОЕ, никто из болельщиков не забыл о том страшном и нелепом ранении на московской улице, которое Александру, защищавшему девушку, нанес лихой арбузный коробейник.

Сразу после телевизионной трансляции финала на стометровке во время последнего чемпионата мира я набрал домашний номер врача, который "штопал" Сашу, Автандила Георгиевича Манвелидзе, заведующего 1-м хирургическим отделением 31-й горбольницы. "Да не извиняйтесь вы, - обрадованно откликнулся на неожиданный звонок доктор, - я еще и не думал спать ложиться. Сижу вот у телевизора. Пока шло награждение и Саше вручали золотую медаль, выпил рюмочку коньяку за его удачу".

Бог есть: Попову фантастически повезло. Нож, вошедший в тело на 15 см под левой лопаткой, только краешком зацепил почку, легкое и пробил диафрагму. И, как считает Саша, еще больше ему повезло с хирургом. "После того случая у меня произошла переоценка ценностей, - рассказывал Попов. - Я стал жить по-другому. Как только выписался из больницы, принял обряд крещения. Между прочим, Автандил Георгиевич стал крестным отцом моего сына Вовки..."

За последнее олимпийское четырехлетие много чего в жизни Попова произошло, помимо его возвращения на лидирующие позиции в мировом плавании. В 96-м он увез в Канберру, где живет и тренируется последние семь лет, Дарью Шмелеву, в Австралии они сыграли свадьбу. Даша была сильнейшей в России в комплексном плавании, выступала на Олимпиадах в Барселоне и Атланте.

- Когда Саша женился, он сделал шаг настоящего мужчины, - прокомментировал это событие в жизни воспитанника его тренер Геннадий Турецкий (последние 8 лет он работает по контракту с австралийской сборной). - Неправда, что с браком наступает начало конца высоких спортивных результатов. А с рождением в их семье сына я вижу, что и Саня счастлив, и к Даше пришла некая женская удовлетворенность.

- ...На кого из родителей сын больше похож? - я продолжил расспрашивать Попова о его нынешнем житье-бытье.

- На Дарью. Только высокий очень: в свои неполные четыре года уже за метр вымахал.

- На воде-то умеет держаться?

- Угу, плавает... по-собачьи. В Канберре рядом с домом у нас 25-метровый бассейн есть, мы с Вовкой часто туда ходим. Бассейн неглубокий, я могу стоять на дне и ловить его. Сын сигает в воду с бортика и радуется жизни.

"В моей семье лишь один австралиец - по паспорту"

В АВСТРАЛИИ у Попова есть все. Собственный дом, близкие друзья, в числе которых, конечно, тренер, а также известный российский боксер-профессионал Константин Цзю. Пара автомобилей, как заведено в приличных странах, - для себя и для жены. Уважение, известность, великолепные условия для тренировок, за которые, впрочем, он принципиально платит из собственного кармана. Хотя мог бы вообще ни за что не платить, наоборот, получать - и очень много. Как его главный, пожалуй, на сегодня соперник - австралиец Майкл Клим, подготовленный все тем же Турецким.

Австралиец Клим не натуральный, а натурализованный: он из семьи поляков-иммигрантов, добравшихся туда в начале 90-х через Германию и Канаду. Известно, что сделавшие главную ставку на Олимпиаде-2000 именно на победы в плавании боссы австралийского спорта еще задолго до Игр предлагали Попову тамошний паспорт в обмен на очень солидную денежную компенсацию. Надо полагать, в качестве аванса даже назвали его именем одну из улиц в олимпийской деревне Сиднея. Попов вежливо, но твердо предложение отклонил.

Когда я расспрашивал его об этом, Саша рассмеялся: "У нас в семье только один австралиец по паспорту - Вовка: он же в Канберре родился. А у меня одно гражданство - российское. И плавать я буду только за Россию".

Что заставляет Попова, давно перебравшегося в Австралию, отклонять все предложения о смене гражданства? Получал бы бешеные гонорары, как Клим, с которым наверняка схлестнется сегодня в финале, чувствовал бы себя национальным героем...

- После ножевого ранения в 96-м, операции, - рассказывал Саша, - в моей жизни появились люди, ради которых я не могу, не имею права сделать это. Оперировавший меня хирург Манвелидзе, многие другие. Тот же Александр Карелин, который одним из первых приехал тогда в больницу, чтобы поддержать меня, хотя прежде мы и знакомы-то были только шапочно. Никуда не делись и Гена Пригода, и Веня Таянович, которые вытягивали меня когда-то до своего уровня в сборной страны под руководством Турецкого...

- Стало быть, ты допускаешь, что твое будущее будет связано с Россией?

- А почему же нет?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно