Примерное время чтения: 5 минут
272

Фальшивки на прилавке

ОТКРЫВ дома стеклянную банку с черной икрой, москвич Игорь С. был в шоке. Внутри стеклянной банки оказалась маслянистая жидкость, в которой плавал коричневый комок. Пахло все отвратительно. Стоил этот "деликатес" около 300 руб.

КОГДА на ярмарку "Яузские ворота" приехали сотрудники московского управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), они обнаружили еще две тысячи банок поддельной икры по цене от 100 до 400 руб. (в зависимости от веса). Делали ее по известной схеме: от браконьеров добыча (зачастую некондиционная) попадала в подпольный цех. Дальше пальцем размазывали по бокам стеклянной банки икру и еще немного с рассолом клали вовнутрь (недовес даже такого "продукта" в 2 раза).

Икру у нас любят подделывать. Доля фальшивок - от 20 до 40%.

Что еще любят "подпольщики"? Все, что пользуется массовым спросом и "раскручено" рекламой: водка, коньяк, сигареты (10% подделок), растворимый кофе (30%), чай (43%), минеральная вода (34%), стиральные порошки, шампуни (40%), бритвы (станковые), кроссовки известных фирм, компакт-диски. Уже недели через три после рекламной кампании товара появляются подделки под него.

Если предметы роскоши - элитную одежду и аксессуары - подделывают везде (например, часы "Ролекс" продают за 15 долл.), то подделки товаров массового спроса - это удел стран с бедным населением, для которого все решает цена, а не качество. Подделки же всегда стоили дешевле. Сначала намного. Сейчас мошенники учли "критику", и разница в цене с настоящим товаром небольшая (как бы за счет того, что рынок оптовый и т. д.). Но и на это клюют.

Как признался вице-президент КонфОП (Конфедерация обществ потребителей) Дмитрий Янин, самое большое впечатление на него произвел масштаб фальсификации минеральной и питьевой воды. Мошенники точь-в-точь воспроизводят настоящие бутылки, наклейки. Меняют только одну букву в названии: "Бонжоми", "Борджоми" и т. д. Счет таким подделкам идет на десятки. В общем, вместо заявленной родниковой чистоты вы можете получить воду из-под крана, приправленную какими-нибудь искусственными минеральными солями.

Когда же СМИ стали советовать, как отличить настоящий кофе, тот же "Боржоми" и др. от фальшивки, то мошенники с учетом уже этих советов стали дорабатывать упаковку товара. Даже дополнительные меры защиты, которые придумывает производитель, научились делать. На пиратских дисках стоят голограммы, на фальшивом "Мальборо" - та же защитная полоса.

Made in оборонка

ВОЗНИКАЕТ вопрос: где делают подделки? Ведь масштаб их производства не для подвальчика или гаража. Какая-то часть фальшивых товаров идет из-за границы. "Предметы роскоши", электробытовая техника, программное обеспечение - из Юго-Восточной Азии, текстиль - через Финляндию, вина - из Молдавии, аудио, CD-диски - из Украины. Но немало фальшивок делают в России, причем на зарегистрированных предприятиях. Например, в этом году в Твери накрыли ООО "Глобус", которое выпускало поддельный "Мартини". Продавали его в самой Тверской области и Москве. В мае на территории ОАО "Скопинский ДОК" (Рязанская обл.) делали фальсифицированный кофе "Brazen". Суррогат состоял из ячменя, цикория и сахара. Продавали его в Москве, С.-Петербурге, Самарской, Пензенской, Рязанской, Пермской областях.

Особая находка для мошенников - оборонные предприятия. Их - пустующих, "закрытых" - множество. Вот на них-то и приходится основная нагрузка по производству и хранению фальшивок. К примеру, на подпольном складе на территории Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева хранилось "левых" компакт-дисков на 1,5 млн. долл., около 2 млн. единиц "картинок" к ним, оргтехника.

Преступление без наказания

ПРЕДСТАВЬТЕ, купили вы, наконец, хорошую стиральную машину-автомат. А она возьми и сломайся. Фирма-производитель вины своей не признает и менять ничего не хочет. Ведь виновник поломки - порошок некачественный. Где ж вам было знать, что то была подделка - мыльная стружка с чернилами. Платили-то вы как за дорогой, фирменный.

Так что интересы легальных производителей, государства (непоступление налогов в бюджет от "левых" товаров (1999 г.) - более 1 млрд. долл.) и нас, потребителей, совпадают. И это вселяет надежду, что с ними будут воевать по-настоящему. В ГУБЭПе МВД РФ мне дали почитать, как собираются расправляться с мошенниками. Меры серьезные. Осталось только принять.

Что происходит сейчас? Рядом с московской прокуратурой есть магазин, где торгуют пиратскими дисками. Хозяину милиция не раз "указывала" на это. Но нет сегодня закона, по которому его можно наказать в соответствии с преступлением. Либо штрафы, мизерные по сравнению с доходами, либо условный срок до двух лет. Сейчас Дума рассматривает предложение ГУБЭПа передать дела о фальсифицированных товарах (ст. 180 УК РФ) в его ведение (сейчас этим занимается участковый). Тогда их будут квалифицировать как преступление, совершенное организованной группой. А это уже существенно утяжеляет наказание.

Ну, а пока суд да дело, давайте подумаем, как нам избежать подделки или снизить риск нарваться на нее.

"АиФ" рекомендует:

- Не покупайте товар с сомнительной этикеткой. А именно: если краска размыта, этикетка приклеена неровно, швы коробок не заделаны, из них вылезает клей. И тем более если не указаны производитель и его адрес.

- Внимательно читайте название товара: зачастую мошенники меняют лишь одну букву. Зачем вам какое-то "Борджоми"?

- Откажитесь от покупки, если сертификат соответствия на товар не заверен нотариусом.

- Будьте особо бдительными на оптовых рынках. Именно здесь чаще всего можно встретить подделку.

Вообще в УБЭПе удивляются - обманутые покупатели мало жалуются им. И в ту же торгинспекцию. Короче, своим терпением и неактивностью мы, покупатели, пособничаем мошенникам. Так что, заподозрив фальшивку, не ленитесь, звоните, куда следует. И чек не торопитесь выбрасывать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно