В ночь с 8 на 9 ноября 1932 года на праздничном банкете по поводу пятнадцатой годовщины Октября между Сталиным и Надеждой Аллилуевой произошел семейный скандал.
- Эй, ты, пей! - якобы бросил "отец народов" своей жене, которая спиртного в рот не брала.
- Я тебе не "эй"! - обиделась Надежда Сергеевна и покинула Кремлевский дворец. Утром ее нашли на даче в Зубалове-4, что рядом со станцией Усово. В руке мертвой был зажат маленький, почти игрушечный пистолет "вальтер", подаренный братом.
Так или примерно так повествуют о самоубийстве жены Сталина канонические версии этой трагедии, восходящие к воспоминаниям Светланы Аллилуевой. Вернее, к той версии, которую ей рассказали: на момент самоубийства матери ей было 6 лет.
После начала перестройки появилась другая версия, которая была построена на достаточно смутных данных о предсмертном письме Надежды Сергеевны к мужу. Оно якобы содержало упреки вовсе не личного, а политического характера, было написано в поддержку Бухарина. Оригинала письма, правда, обнаружено не было, а те, кто его видел, уже никому ничего не расскажут.
Ревность
Существует еще как минимум одна версия, во многом отличная от двух предыдущих. Она была записана в 1967 году Александром Яковлевым, в то время сотрудником аппарата ЦК, со слов бывшего председателя Президиума Верховного Совета Анастаса Микояна. Редакция приводит ее с любезного согласия автора по тексту его книги "Омут памяти", которая сейчас готовится к печати.
"Мы сидели на даче в гостях у Горького, ужинали, разговаривали, шутили. Тухачевский привел с собой знаменитую актрису, которая была в сильно декольтированном платье. Сталин начал делать из хлеба маленькие шарики и бросать их в "свободное пространство" актрисы. Аллилуевой, понятно, все это не понравилось. Она что-то сказала, но Сталин ответил грубостью. Ворошилов, желая, видимо, как-то смягчить скандал, поднял тост за женщин, но Сталин бокал не взял и продолжал сидеть, смотря в сторону актрисы. Аллилуева бросила стакан и пошла к дверям. Кто-то пошел за ней, но Сталин бросил: "Пусть уезжает". Вскоре сообщили, что Аллилуева застрелилась на Ближней даче в Кунцево. Сталин очень переживал эту смерть, но разговоры о том, что он чуть ли не каждый день по утрам ездил на могилу жены, неверны. Я вообще не знаю случая, чтобы Сталин посетил могилу жены".
"Бытовуха" в семье вождя
Достаточно хорошо известно, что Иосиф Виссарионович и раньше серьезно ссорился с Надеждой Сергеевной. В 1926 году она даже сделала попытку бросить Сталина - собралась и уехала с детьми в Ленинград. Незадолго до рокового выстрела у нее появился план уехать к сестре в Харьков.
Уж если и рассматривать политическую версию всерьез, то сразу бросается в глаза, что Николай Бухарин на тот момент особым репрессиям не подвергался. Если и было за кого заступаться перед всесильным генсеком, то за Каменева с Зиновьевым, которых ровно за месяц до самоубийства Аллилуевой отправили в ссылку. Так что история с письмом - скорее всего красивая легенда, придуманная позднее. Разлад в семье Сталина был чисто бытовой.
Так или иначе, выстрел из "вальтера" в ночь с 8 на 9 ноября 1932 года повлиял на историю СССР самым пагубным образом. После самоубийства жены и смерти матери (июль 1937 года) в окружении Сталина не осталось близких ему людей. С этих пор вождя и преданный ему народ связывали одни "соратники". Ни один из них по вполне понятным соображениям не мог подойти к Сталину, обнять его за плечи и тихим голосом спросить: "Что же ты творишь, Иосиф?"