ОКАЗЫВАЕТСЯ, книжная ярмарка в Монреале (Канада) - засекреченный объект. По крайней мере, журналиста и акционера "АиФ", проработавшего в газете больше 12 лет, туда не пустили. Можно себе представить, сколько было бы шума, если бы сотрудника какой-нибудь "Виннипегской свободной прессы" не пустили на подобное мероприятие в нашу страну. Нас сразу обвинили бы в зажиме демократии и гласности.
О своих мытарствах с получением визы рассказывает журналист "АиФ" Дмитрий ГРАНЦЕВ:
- В СЕНТЯБРЕ в редакцию пришло приглашение от фирмы, отправляющей делегации на международные книжные выставки и ярмарки. Главный редактор поручил мне осветить это крупнейшее в Западном полушарии мероприятие. Аудиенцию в посольстве назначили на 17 октября. Часа четыре простоял в очереди. Наконец вызывают. В помещении два бокса. За стеклом переводчик и офицер визового отдела. Лицо строгое, очки, тонкие губы, красный форменный пиджак. Поначалу элементарные вопросы: как зовут, возраст, место работы. Потом допрос усложняется. Куда едете? Зачем? Откуда узнали о выставке? И далее: ваш заработок? И с таким заработком вы хотите нанять переводчика? Вижу, формируется образ врага. Объясняю, что еду в командировку, есть приглашение, в котором указано о предоставлении мне русскоговорящего гида. Поездку полностью оплачивает редакция, платежное поручение, справка о доходах и остальные документы есть в моем деле. В ответ - глухой удар штампа и ответ: "Я не могу предоставить визу в нашу страну". Хотя позже пресс-секретарь посольства Канады по телефону посоветовала нам подать документы вторично.
Люди, которые узнавали, что я невыездной, шутили, что, видимо, я работаю на СВР, ГРУ, ЦРУ, МИ-5, "Моссад" и разведку суверенной Эстонии, притом на все сразу. Кто-то из коллег предположил, что визовиков напугал мой внешний вид: здоровый, бритый, в кожаной куртке. Хотя в нашем криминальном отделе мне рассказали, что знают авторитетов, имеющих по две-три ходки и ездящих в Канаду по нескольку раз в год.
Повторное рандеву назначили на 31 октября. Приняли быстро, допрашивали долго и с пристрастием. Снова вопросы о выставке, а затем убийственный вопрос: "Почему именно вы едете на книжную выставку?" Я не успел ответить, как последовала тирада: "У нас большое подозрение, что вы едете в Канаду еще по каким-то делам". Ох, и бдителен чиновник в краснокленовом мундире! Сразу раскусил мои злонамерения: уговорить всех квебекцев, хохлов, москалей и провозгласить на территории Канады НКВД - Незалежну Квебекську Вильну Державу, выкупить всех российских хоккеистов-легионеров и образовать свою профессиональную лигу в противовес НХЛ, а Монреальскую ярмарку переименовать в Сорочинскую... Паспорт не отдали, потребовав письмо из редакции о том, что она посылает на ярмарку именно меня, и документы с самой выставки. Утром 6 ноября отнес письмо. "Приходите завтра". Пришел утром в праздник "согласия и примирения". "Приходите после трех". После обеда без всяких разговоров мне отдали паспорт с тремя "черными метками" и официальный отказ: "Вы недостаточно обеспечены, не сможете содержать себя во время пребывания в Канаде и подозреваетесь в намерении не вернуться в Россию".
От редакции. Комментировать этот абсурдный отказ (учитывая, что все бумаги, способные удовлетворить самого безнадежного бюрократа, были предоставлены) в посольстве отказались. Сослались на канадский закон о неприкосновенности частной жизни (Privacy Act). "Это не предубеждение к вашей газете, - оправдывалась пресс-секретарь Елена Гайсина, - для нас все равны: и журналисты, и бизнесмены, и политики. Просто Канада - страна с открытой эмиграцией, и всех желающих туда поехать очень строго изучают".
Как выяснилось, журналистам за последние 5 лет в канадской визе не отказывали ни разу. А российская эмиграция в эту страну не такая уж многочисленная, хотя выезд на ПМЖ в Канаду рекламируется в Москве на каждом углу. По данным Госкомстата, в прошлом году туда уехали только 1837 чел., тогда как в Германию отправились почти 53 тыс. россиян, а в США - 11 тыс. Да и наш журналист вовсе не собирался никуда эмигрировать, а просил всего лишь краткосрочную визу для недельной служебной командировки... Истинные мотивы отказа для нас так и остались тайной. В любом случае канадское посольство неплохо заработало: каждая аудиенция стоила журналисту 50 долларов.
Мы надеемся, что Его Превосходительство посол Канады в РФ Родни Ирвин лично разберется в этом вопиющем случае нарушения прав журналиста.