НА ВСЕМИРНОМ экономическом форуме в швейцарском Давосе россиян в этом году было необычно мало - всего два десятка человек из почти 3000. Да и интерес к России был как никогда низок. О том, как нашу страну сегодня воспринимает мировая элита, рассказывает один из участников форума, депутат Госдумы Владимир РЫЖКОВ:
- НА ФОРУМЕ поднимались глобальные проблемы: борьба с бедностью, отношение к генной инженерии, клонированию, борьба со СПИДом. Кстати, глава "Майкрософт" Б. Гейтс прямо в Давосе объявил о выделении 100 млн. долл. тому, кто создаст вакцину против ВИЧ.
Так вот, из 313 публичных дискуссий российская тематика обсуждалась всего на трех. То есть форум уделил нам не более 1% своего внимания. Круг тех, кого волнуют проблемы России, сузился до минимума. Во-первых, это компании, которые уже вложили деньги в нашу страну (как, например, "Кока-Кола"). Во-вторых, журналисты и политики, которых интересует судьба нашей демократии.
Новых крупных компаний, которые бы заинтересовались инвестициями в Россию, пока нет. Доминирующее настроение - усталость, разочарование, раздражение. Больше всего раздражает вранье. Считается, что все эти годы мы только говорили про реформы, а на самом деле просто проедали кредиты. Второе, что раздражает, - коррупция.
Особенно грустно становится за Россию, когда видишь, какой колоссальный интерес мировая элита питает к Китаю или Индии. Последняя произвела на этот раз в Давосе настоящий фурор. Индия сделала мощный экономический рывок за последние годы. Сегодня она ежегодно экспортирует только программного обеспечения на 40 млрд. долл. - это сопоставимо с доходами всего российского бюджета.
Нынешний год в Давосе можно смело назвать годом Африки. 15 африканских президентов присутствовали там с первого до последнего дня. А всего на форум съехались главы почти 70 государств. Организаторы очень ждали и нашего президента. В. Путину предлагали тот же статус, что Б. Клинтону в прошлом году, главный зал, лучшее время, встречу с главами 20 - 30 крупнейших мировых компаний.
Путин мог бы стать такой же "звездой" форума, как, например, японский премьер И. Мори или югославский президент В. Коштуница. Он мог бы ответить на многие вопросы, накопившиеся у Запада к российской власти, - об отношениях государства с бизнесом, независимыми СМИ, о судьбе оппозиции. Да и сама личность Путина во многом еще остается загадкой. Вопрос: "Who is mister Putin?" - задавали нам и в этом году.
Но президент не приехал. Это только усилило главное впечатление от форума: Россия продолжает отставать от остального мира. Человечество с сумасшедшей скоростью летит вперед. Возникают новые экономические блоки - например, зона свободной торговли на Тихом океане. Бешеными темпами развиваются Интернет, образование и наука. А мы вместо того чтобы догонять, в том числе активно участвовать в Давосском и других подобных форумах, посылать туда своих экспертов, ученых, - вместо этого мы делаем обиженный вид и говорим: "Ах так? Раз нас там не любят, мы не будем туда ездить". Такое ощущение, что Россию волнуют только две вещи: лишь бы нам списали долги и лишь бы не упали цены на нефть.
К слову, Давос развеял надежды на то, что нам спишут хотя бы часть внешнего долга. На специальной сессии по долгам, где докладывал первый зам. директора МВФ Ст. Фишер, за полтора часа Россию не упомянули ни разу. Вообще, это миф, будто тема российских долгов волнует весь мир. Наши 3 млрд., которые мы не вернули в наступившем году, выглядят сущей мелочью на фоне 40 млрд. личного состояния Б. Гейтса или на фоне какого-нибудь пенсионного фонда из Калифорнии, контролирующего 3 трлн. долларов. Но даже эти 3 млрд. нам вряд ли простят. Как заявил Фишер, списание странам их долгов - это деструктивная политика. Так что "долларового дождя" с Запада, как раньше, ждать уже не приходится.