ВСЕ больше российских олигархов по своей и не по своей воле перемещаются на ПМЖ за пределы России. К давно уехавшим Михаилу Живило, Владимиру Гусинскому, Борису Березовскому, Юлию Дубову недавно присоединился Леонид Невзлин из "ЮКОСа", живущий теперь в Израиле и уже запросивший тамошнего гражданства, железнодорожный олигарх Николай Аксененко, которого отпустили полечиться в Германию. Роман Абрамович все больше времени проводит не на Чукотке, а в Лондоне, под боком у недавно купленного клуба "Челси".
И ВСЕ же особое место в этом ряду занимает Борис БЕРЕЗОВСКИЙ. Он первым из олигархов получил в Англии статус политического беженца и проложил дорогу другим. Историю его карьеры, как никто другой, знает американский журналист и писатель Пол ХЛЕБНИКОВ - автор нашумевшей книги "Крестный отец Кремля Борис Березовский".
- Британский суд не внял доказательствам российской Генеральной прокуратуры, в результате Бориса Березовского не только не выдали правоохранительным органам России, но и предоставили ему политическое убежище. А если бы прокурором были вы, то в каких преступлениях вы обвинили бы Бориса Абрамовича?
- Ну, здесь выбор очень большой. Прежде всего я обвинил бы его в крупномасштабном мошенничестве. В российской прокуратуре, безусловно, собрана полная документация о его преступной деятельности в "Аэрофлоте". Эта компания принадлежала государству, но все доходы, которые она приносила, шли в карман Березовского через компанию "Андава".
В "послужном списке" Березовского значится и незаконная приватизация "Сибнефти". Купить компанию, стоящую много миллиардов долларов, всего за сто миллионов - это надо уметь. Но даже эта ничтожная сумма была взята из казны и туда же вернулась. Однако перечисление всех преступлений Бориса Абрамовича заняло бы немало места.
Борис нашел Бориса
- В СВОЕЙ недавно изданной книге "Разговор с варваром" вы, ссылаясь на Масхадова, пишете о том, что "Березовский наладил в Чечне рынок торговли заложниками и сам торговал ими".
- В Чечне Березовский действительно вел немало кровавых дел, но обвинения в связи с этим могут строиться в основном на показаниях свидетелей, а их, к сожалению, мало осталось. Трудность заключается еще и в том, что перед западным сообществом Борис Абрамович очень ловко выставил себя этаким "гуманитарным деятелем", который вел с бандитами переговоры о выкупе захваченных заложников "исключительно из человеколюбия". А тот факт, что своими действиями он способствовал развитию рынка заложников в Чечне, на Западе замечать не хотели.
- Такие операции нельзя провести, если не быть с властью на "ты".
- Это трудно осудить и наказать с помощью закона, но именно "приватизация" Кремля и позволила Березовскому совершать свои преступления. Вина самой власти состоит в том, что она позволила себя приватизировать. Борис Абрамович заключил с властью нечто вроде крупномасштабного альянса. Суть его состояла в том, что власть и Березовский обменивались услугами.
Например, Борис Абрамович финансировал издание второй книги Ельцина, которая вышла в 1994 г. Случись такое в Америке, против президента, если бы он позволил себе подобное, немедленно начался бы процесс импичмента - отстранения от власти. Ведь до этого Березовский издательским делом не занимался, но являлся одним из главных участников приватизации, то есть полностью зависел от власти.
Восстановление правопорядка в России напрямую зависит от качества кадров в госаппарате. И, кстати говоря, все тот же Березовский немало усилий приложил к его развалу, содействуя назначению на высокие государственные посты людей малокомпетентных и к тому же напрямую зависимых от него. Та же Генпрокуратура едва-едва оправилась от его подрывной деятельности.
За державу обидно
- НО ВСЕ же возникает вопрос: почему англичане предоставили Березовскому политическое убежище?
- Естественно, за этим стоит политика, потому что окончательное решение - давать убежище или не давать - принимает не судья, а министр внутренних дел. Думаю, что принималось это решение в исключительно удачный для Березовского момент. Премьер-министр Тони Блэр, у которого с президентом Путиным дружеские отношения, в тот момент был озабочен скандалом по поводу Ирака, который грозил ему отставкой. И заниматься "делом Березовского" у Блэра просто не было времени.
А кроме того, в течение последних месяцев перед судебным заседанием Березовский имел широкие возможности лоббировать свои интересы в британских СМИ и среди влиятельных людей в британском обществе. Он ведь умеет быть очень красноречивым и даже обаятельным, когда ему надо решать свои проблемы. Еще одним аргументом в пользу предоставления Березовскому убежища явились крупные капиталовложения, которые он сделал в британский бизнес.
К сожалению, российская сторона не сумела организовать контрпропаганду и никак не объясняла англичанам, почему Березовский и его подельник Юлий Дубов должны предстать перед правосудием. Думаю, российской прокуратуре нужна харизматическая личность, которая могла бы представлять ее за рубежом и отстаивать там ее интересы.
- Опубликовав книгу "Крестный отец Кремля...", вы заявили о себе как о крупнейшем "березоведе". Почему английское МВД не пригласило вас в качестве эксперта?
- Дело в том, что Англия - одно из немногих крупных государств, где моя книга не была опубликована. Причина в том, что Березовский затеял в Англии громкий судебный процесс против моей публикации в журнале "Форбс", который долго тянулся, и в Лондоне сочли некорректным в разгар процесса публиковать эту книгу. Тем не менее я полагаю: пройдет совсем немного времени, и англичане поймут, кого они приютили. Как это уже поняли, например, во Франции, где Бориса Абрамовича уже не принимают, хотя у него на Лазурном берегу громадное поместье. Тем не менее французские власти дали ему понять, что знают о его тесных связях с чеченскими боевиками, с которыми Березовский встречается в своем поместье.