ОБЪЯВИЛИ пять минут тишины. Заглохла техника, замолчали люди, прислушиваясь к руинам. Пять минут надежды, что кто-то сумел выжить... На пятые сутки, когда "конвейер смерти" работает во-всю?! И вдруг откуда-то снизу, из-под ног - слабый писк. Поднимают доску, отбрасывают обломки - годовалая девочка!
РЕБЕНКА укутывают и первым делом стараются напоить. Соски под рукой нет. Обмакивают салфетку в глюкозу - дитя сосет, но совсем не жадно, почти нехотя... За пять суток одиночества, холода, голода и жажды организм приспособился и научился довольствоваться малым. Чудо даже не в том, что она выжила, а в том, что пережила свою восьмилетнюю сестру, которую достали на сутки раньше уже мертвой.
Как выпрямить "кривую смерти"
РУКОВОДИТЕЛЬ Агентства по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций профессор Михаил Шахраманьян на основе многолетней статистики трагедий построил "кривую смерти", которая беспристрастно свидетельствует, что, если не прийти к пострадавшим на помощь в первые 24 часа, 87 процентов попавших в завал погибают. Кто эти оставшиеся в живых 13 процентов? Почему одни выжили даже с травмами, несовместимыми с жизнью, а другие ушли, не борясь?
ВЫЖИВАТЬ ЛЕГЧЕ, ЕСЛИ ЕСТЬ РАДИ КОГО ЖИТЬ. Самое страшное, когда человек оказывается вдруг погребенным один.
...Когда раздался взрыв, она спала в комнате вместе с внуком. В темноте все рушится, а в груди растет комок страха - надо спасти внука. "Саша! Солнышко! Санечка!" - ни крика, ни вздоха в ответ. И тогда ее обступила беззвучная пустота. Шли дни. Вся цепочка ее прошлых страхов, пережитых ужасов сомкнулась теперь: как вынимала из петли отчима, как изнасиловали в проходном дворе пьяные подонки, как ушел муж... Все это было ничто по сравнению с тем, что она не успела закрыть собой Сашу-Солнышко-Санечку. Она переживала все снова и снова, окаменев от горя, пока не увидела вверху белесое пятно, это был клочок неба, поползла к нему, сдирая кожу с локтей и колен...
Галина Кадученко из Центра медицины катастроф подметила такую закономерность: когда выжить нельзя, ВЫЖИВАЮТ СТАРИКИ И ДЕТИ, самые старшие и самые младшие. У них организм легче приспосабливается к "нечеловеческим" условиям жизни. Люди среднего возраста уходят из жизни первыми. Исключение составляют женщины с детьми. Они снимают с себя одежду, укутывая ребенка, согревают его дыханием, пытаются поить своей слюной... Матери - как спасатели. С ними ничего не может случиться, пока они спасают других. Кстати, Бог миловал, не было случая, чтобы во время поисково-спасательных работ на какой-нибудь крупной катастрофе погиб спасатель, хотя все они рискуют, лезут в самое пекло, не думая о себе.
Каждый спасатель знает, что самый тонкий психологический момент - это момент извлечения человека из завала. Не дать ему в эти минуты уйти безвозвратно, потому что он дальше ОТКАЗЫВАЕТСЯ БОРОТЬСЯ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ, ВИДЯ, ЧТО СПАСЕНИЕ БЛИЗКО. Сколько людей умирает не от синдрома сдавливания, а оттого, что чувствуют - вот она, воля, уже близко...
В разбомбленном, опустошенном Грозном ни на кого, кроме Бога, не надеясь, существовали, как могли, старушки. Одни просто лежали и ждали своего смертного часа. Другие, не менее дряхлые и больные, еще умудрялись помогать и другим. Меня потрясла восьмидесятилетняя бабушка Поля. Будучи не в силах встать, она наматывала на палку тряпку, макала в лужицу воды, просочившуюся в пробоину от снаряда, и мыла вокруг себя пол! Это был ее способ выживания.
Стихия играет с нами
НА СЕВЕРЕ разбился, едва взлетев, самолет Ан-2. Да, был снегопад, но за Полярным кругом у летчиков свои представления о плохой погоде. Самолет в тех краях - то же, что трамвай в Москве. Все нервничали, толкались, ссорились, каждый старался впихнуть своего. На борту были беременные женщины, дети авиаторов. И вот этот самолет на глазах у всех кренится влево и падает, срезав верхушки сосен. На полуживую спрессованную людскую груду льется бензин, превращаясь в пламя. На это зарево лежит и смотрит пилот - единственный, кто выжил в катастрофе...
Он перенес две операции, его собирали по косточкам. Теперь он лежит дома, его мучают боль и кошмары. "Вся моя жизнь остановилась на той 19-й секунде, когда раздался хлопок в двигателе и самолет перестал слушаться рулей. Каждую ночь я проживаю это заново. Думаю во сне: только бы удержать машину в воздухе! И - момент удара. Как будто живьем в землю вниз головой вогнали..."
Во всем мире число пострадавших в природных катастрофах за последние 30 лет возросло в 3,5 раза, число погибших - в 2,1 раза. По данным профессора Василия Жукова, в иерархии причин смертности трудоспособного населения во всем мире несчастные случаи стоят на пятом месте, в России - на первом. Смертность носит ярко выраженную социальную окраску.
В катастрофе - как в шахматах. Мало иметь доску и фигуры, надо еще знать правила игры. По каким правилам играет с нами стихия? Почему она щадит одних, но безжалостна к другим? В Нефтегорске землетрясение стерло с лица земли все живое, не пощадив и выпускников школы, праздновавших свой "последний звонок". На них опустился потолок кафе, где они танцевали. Уцелели только двое - мальчик и девочка, которые убежали целоваться...