Примерное время чтения: 10 минут
176

Новый шахматный король

В ПРОШЛОМ году в интервью "АиФ", которое так и называлось - "Его боится сам Каспаров", Владимир КРАМНИК нам прямо заявил: "Способностей, чтобы завоевать корону, у меня хватит". И вот теперь он сдержал свое слово, став в 25 лет новым, 14-м чемпионом мира по шахматам.

Чемпионская фабрика-кухня

- Володя, вы боялись играть с Каспаровым? Ведь, по всем опросам, на ваш выигрыш ставили не более 15%.

- Я просто не понимаю этого чувства - боязни соперника. Логически самое худшее, что может случиться, - ты можешь проиграть эту конкретную партию.

- И все же, как вам удалось свергнуть с шахматного трона великого Гарри?

- Каспаров, готовясь к турнирам, основной удар строит на компьютерной подготовке. И я постарался выбить этот козырь из его рук. За последние два года он выиграл очень много турниров и в каждом из 6 выигранных партий четыре-пять практически принес из дома.

В быстрых шахматах компьютер перебирает миллионы ходов в секунду, и обыграть его фактически немыслимо. Однако есть такие типы позиций, где игра развивается медленно и не носит форсированный характер, и здесь компьютер практически бесполезен. Я целенаправленно искал такой тип позиций, где, включай хоть 100 компьютеров, это не поможет.

- Создается впечатление, что чемпион мира - это целый завод.

- В шахматах работа идет очень мощная. Особенно по дебютам. У Каспарова целая фирма в США с несколькими десятками суперкомпьютеров, которые день и ночь ведут разработки партий.

- И вы приготовили ловушку, увели Каспарова на свое поле?

- Я подготовил конкретную систему дебюта, которая сама по себе не такая уж блестящая, но наиболее неприятна сопернику. По большому счету это был голый расчет, как в бизнесе.

- Сколько нужно чемпиону денег и помощников, чтобы организовать работу?

- Денег, которые могут выделить на это дело, никогда много не будет. Можно взять 10 млн. долл., а можно и 100. На данный момент я могу позволить себе взять и 10 человек, но это уже будет рискованное вложение денег.

- Меня всегда поражала шахматная память. Недавно я себя поймал на том, что, когда читаю верстку, помню все: каждую запятую, каждый огрех. Но шахматные позиции...

- В шахматах я очень быстро все схватываю. Держу в памяти множество партий, позиций, а имена я постоянно забываю: как, например, зовут девушку (смеется). Мне нужно какое-то время, чтобы простая вещь укоренилась в голове.

- Владимир, какой у вас склад ума: гуманитарный или технический?

- Скорее технический. Вообще это сложная вещь - понять мышление шахматиста. Я часто не знаю алгоритма выбора лучшего хода во время партии. Просто он приходит в голову...

Гениальное просто

- Точно знаю, что из пустого идея родиться не может.

- Любая работа даром не пропадает. Редко бывает, что ты рождаешь какую-то блестящую идею с лету, мгновенно. Только после серьезной работы на самом деле и рождаются крупные идеи.

- А когда вы начали играть в шахматы?

- Научился играть в 4-5 лет. В семь стал перворазрядником. А гроссмейстером для современных шахмат стал поздно - в 16 лет.

- У Достоевского есть такие слова: "Россию спасут думающие мальчики". Спасти шахматный мир вам под силу?

- Хорошо знаю настроения гроссмейстеров и чиновников от шахмат. И они, к сожалению, крайне противоположны. Многое, что чиновники хотят затеять, просто абсурдно и, уверен, в шахматах никогда не будет принято. Я же мог попытаться организовать систему, которая устраивала бы всех шахматистов, но для этого нужен мощный спонсор.

- Сидят двое за шахматной доской, им больше ничего и не надо. Вокруг них вихри денег, организаций, противоречий, скандалов. А в конце концов кто-то "возьмет" вашу "голову", имя и к названию какой-то фирмы приставит.

- По большому счету шахматисты оказались никому не нужны. Два года нас очень прилично спонсировала фирма "Intel". Но затем Каспаров сыграл свой компьютерный матч с конкурентами (IBM) наших основных спонсоров, и они ушли с шахматной сцены. Но что самое страшное - шахматы начали рассыпаться на составляющие, а во многом их начали умышленно расчленять.

- Всякие потусторонние силы не мешали в матче?

- "Девятая вертикаль" противостояния между шахматистами возникает всегда. Но когда мне говорят, что Каспаров обладает гипнотической силой - "не смотри на него", мне становится смешно и вспоминается фильм "Вий" - "Откройте мне веки"... По моему мнению, всякое воздействие может проявиться только тогда, когда человек сам во все это верит.

- Что для вас отдых?

- Ничего не делать, лечь на кровать, взять книжку или включить телевизор и целый день провести в таком состоянии. Я довольно часто это делаю после каких-то напряженных турниров. Два-три дня провожу в таком режиме.

- Во время матча вы спали хорошо?

- Во время матча можно спать относительно приемлемо или плохо. Для того чтобы хорошо играть, нужно быть в хорошем нервном, психологическом напряжении.

- Вы, наверно, похудели?

- Килограмм 8-10 сбросил за время матча и столько же при подготовке.

- У шахматистов есть профессиональные заболевания?

- Позвоночник, бывает, у многих болит. Для шахмат очень важно иметь крепкую нервную систему. Раньше были известны случаи, когда великие гроссмейстеры заканчивали свою жизнь в сумасшедшем доме. Сейчас этого практически не случается.

- Известный психолог Загайнов утверждает, что Каспаров - не вполне нормальный человек...

- Я вообще не понимаю, почему о нем многие подобное пишут. Он гениальный шахматист. Да, эмоциональный, горячий. Выглядит Гарри Кимович, может быть, для кого-то не совсем нормальным, потому что у него очень мощная самозащита от окружающего мира. И это понятно - человека годами "достают".

Я не реваншист

- Владимир, вы сейчас можете сказать: "Король умер. Да здравствует король!"?

- Нет.

- Но вас-то Гарри после своего поражения обвинил во многом...

- Выступления Гарри в Лондоне резко отличались от высказываний здесь. Там он был лоялен. А здесь сделал несколько непонятных выпадов. Обо мне он сказал, что я очень скучный шахматист. Хотя еще полгода назад говорил, какой я большой шахматист, и называл меня самым достойным соперником. Я же выработал довольно стойкий иммунитет на все эти вещи.

- Как думаете, он жалеет, что для матча выбрал вас?

- Выбирала британская фирма "Brain Games", которая решила провести свое первое мероприятие как бы для затравки, чтобы войти в шахматный мир и затем уже делать какие-то капитальные вложения. Для этого им нужен был наиболее интересный матч. Они тратят свои 2 млн. долларов, и им нужна отдача. Как я понимаю, организаторы боялись обратного: того, что с другими соперниками в 6-7-й партии матч был бы по сути завершен. Мне они откровенно сказали: если не ты, мы ничего не будем делать.

- Насколько теперь вероятен матч-реванш?

- Сыграть еще один матч - для меня не проблема. У меня нет никакого страха потерять звание. Матч-реванш будет вреден всему шахматному миру. Все гроссмейстеры, с которыми я говорил после матча, просили не делать этого. Сыграв матч-реванш с Каспаровым, даже при условии моей победы, я полностью потеряю доверие шахматистов. Да и все подумают: ну вот, они там устроили какую-то кормушку, деньги делят меж собой... Правда, в СМИ, близких к Каспарову, вся эта идея разогревается, но не надо забывать, что именно Гарри несколько лет подряд боролся за то, чтобы матч-реванш был отменен.

- Но, так или иначе, вы с ним еще встретитесь...

- Мы с компанией "Brain Games" подписали контракт не только на этот матч, но и на будущее выступление под их эгидой. Они обязались организовать - чего уже не было лет десять в шахматном мире - стройную систему отбора претендента. В ней изначально будут участвовать 32 гроссмейстера, из них отбирается семерка лучших, добавляется восьмой - Каспаров. И они между собой играют матч, а победитель уже потом борется со мной за шахматную корону. Может быть, тогда мы и сыграем.

- Если бы в каких-нибудь Арабских Эмиратах был свой шахматный король всемирного масштаба, представляете, сколько было бы шума...

- Вот если бы сборная России по футболу стала чемпионом мира, это был бы шок. И праздник всего народа. А по шахматам - все к этому привыкли, что чемпион - россиянин.

Крамник, он же Соколов

- Какой у вас рейтинг?

- Сейчас у меня примерно 2800 очков. У Каспарова где-то 2810-2815. А в начале года разрыв был 80-90 очков. И хорошо, что у меня такая фамилия, а то бы разрыв был намного больше.

- Поясните...

- Мой дед по отцу - Соколов, ушел на войну и погиб, а бабушка вышла замуж за Крамника. Так вот, в существующем нашем рейтинг-листе Соколовых, как и везде, предостаточно. И очень часто, когда встречается одна и та же фамилия, идет путаница. Уверен, будь я Соколовым, меня бы обсчитали...

- Где вы живете?

- У меня есть маленькая квартирка в Москве - угол, где можно переночевать. А так я нигде не живу. И когда спрашивают, не собираюсь ли я переехать на Запад, для меня это очень странный вопрос. Переезжать мне неоткуда и некуда.

- А папа с мамой где?

- Они живут в Туапсе. Отец - художник, мама - музыкант, она украинка, и перебираться оттуда никуда не хотят.

- Вы честно добились исторической победы. Вас Путин и премьер-министр Англии поздравили. Но почему на вас так ополчились журналисты?

- Возможно, это социальный заказ. Часто после таких публикаций у меня возникает определенное недоверие к журналистам, поэтому приходится закрываться. Потому что, чуть-чуть откроешься, сразу напишут в три раза больше и еще наврут. А здесь у вас, в редакции "АиФ", у меня появилось ощущение полного комфорта и доверия.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно