Примерное время чтения: 7 минут
94

Время империй прошло

ИЗВЕСТНЫЙ американский историк Ричард ПАЙПС всю свою жизнь посвятил изучению нашей страны. Он и сегодня пристально следит за событиями в России.

- В конце ХХ в. произошло по всем историческим меркам грандиозное событие - распался "великий Советский Союз". Как известнейший на Западе советолог, какие чувства вы испытали при этом?

- В 1954 г. я написал докторскую работу "О национальных вопросах в России во время революции". Распада СССР я ждал: Советский Союз был империей, а время империй прошло.

- Вы сожалели об этом или радовались?

- В некоторой степени радовался, каждый народ имеет право на самоопределение. И для русских это тоже хорошо, потому что в России имперская идея всегда принижала национальную идею.

СНГ - без будущего?

- Какая судьба, на ваш взгляд, ждет СНГ?

- СНГ чем-то похоже на Британское Содружество. Британия создала его в 30-х годах, когда уже потеряла власть над главными колониями. Это было важно для нее с морально-психологической точки зрения. СНГ в принципе то же самое - фикция. Все бывшие члены СНГ идут своей дорогой. Даже Белоруссия, которая хочет стать частью России, ею еще не стала.

- Какие страны СНГ, по вашему мнению, будут тяготеть к Востоку, к Европе, США, а какие - к России?

- Я почетный гражданин Грузии, даже консул Грузии в Бостоне. Так вот, Грузия хочет быть частью Европы. Но мне кажется, это невозможно. Грузия принадлежит Среднему Востоку. Стать частью Европы и западного сознания для нее - нереально.

Украина очень близка к Польше географически и по своей культуре. Восток Украины - более российский, а запад - более украинский, но это не проблема. Отношения украинцев с русскими довольно хорошие.

- Сейчас возникла новая проблема - талибы. Они подошли вплотную к бывшим среднеазиатским республикам, посеяв в них большую панику.

- Если рассматривать Среднюю Азию как часть России, тогда это, конечно, угроза для вас, но сейчас там независимые республики, которые не угрожают России. Даже если в Узбекистане и Казахстане к власти придут фундаменталисты-исламисты, они не станут угрожать России.

О Чечне

- Но у нас очень много мусульман, которые могут попасть под влияние религиозных фанатиков.

- Их не так много - башкиры, татары. Они не угрожают России. Ваши власти слишком много говорят об этом, потому что хотят найти какое-то оправдание тому, что происходит в Чечне. Путин преувеличивает исламскую угрозу, хочет показать, что Россия будто бы защищает Запад от исламских террористов.

- Как вы себе представляете развитие событий в Чечне?

- Все зависит от политики вашего государства. Мне кажется, завоевать Северный Кавказ, особенно Чечню, невозможно. Это продолжается с XVI столетия. Я читал донесения из Чечни русских генералов времен Николая I. 150 лет назад они писали то же самое, что и сегодня докладывают военные: что уже победили этих террористов, что все в порядке, Чечня завоевана.

На что вам Чечня? Татары, башкиры не хотят независимости, поэтому Чечня не пример для других. И лучше всего дать им свободу, это лучше и для них, и для вас.

- Предположим, что в каком-то американском штате начались сепаратистские процессы и появился свой Шамиль Басаев?

- Спор между федеральным государством и государственным штатом решает Конституционный суд.

- А если люди взяли в руки оружие?

- Такое недопустимо. Против государства нельзя воевать, это гражданская война.

- Как похоже на ситуацию в России...

- Чечня - это колония, здесь совсем другое дело. Все наши 50 штатов добровольно присоединились к Соединенным Штатам.

- В Кремле тоже есть документы, по которым все территории присоединились добровольно...

- Это, конечно, ложь. Если в Чечне проголосуют за присоединение к России, пусть присоединяются. Но это нереально.

О Путине и Ельцине

- Г-н Пайпс, каким вы представляете себе нового президента России Владимира Путина?

- Путин понимает, что Россия должна пойти по капиталистическому пути. И это хорошо. Плохо, что он не может спокойно воспринимать критику, нападает на средства массовой информации. То, что он называет сильной властью, это в принципе авторитаризм, что России не нужно. Он не понимает, что, если государство опирается на народ, отношения между ними должны быть более близкими.

- А какие у вас остались воспоминания о Ельцине?

- В первой половине 90-х годов он был замечательным политиком. То, что он сделал, было хорошо для России. Но что с ним случилось потом? Здоровье пошатнулось или психологически что-то надломилось, но вторая половина 90-х годов была трагической и для него, и для России. Он сломался. Но для истории сделал великое дело - коммунизм теперь не вернется никогда.

- Тогда какой вам видится судьба российской компартии и г-на Зюганова?

- Будущего у нее нет. Несколько лет назад Зюганов был у нас, и мы спросили его: "Вы за свободу?" - "Да". - "И за демократию?" - "Да". - "И за частную собственность?" - "Да". - "В каком смысле вы коммунист?" И он не смог ответить на этот вопрос.

- Ваш прогноз для России в будущем веке.

- Как только распался Советский Союз, многие думали, что у вас будут большие беспорядки, гражданская война. Я не верил в это. Думаю, что народ слишком устал от потрясений.

Нужно дать больше власти регионам и областям, хотя они не должны быть суверенными. Но какое-то разделение полномочий в России должно быть. Плохо, если губернатор считает себя суверенным и делает, что хочет. Но когда у него отбирают власть и все решают в Кремле, это тоже плохо.

- Почему в США до сих пор боятся России?

- В некоторой степени - да, но не особенно. Когда-то Россия представляла большую угрозу для Америки, сегодня - нет. 10 лет назад многое зависело от России. Сейчас все переменилось...

- И все же будем ли мы в XXI веке соперниками или союзниками?

- В целом между США и Россией нет конфликта интересов. У нас нет друг к другу территориальных претензий, нет между нами и торговых разногласий. До октября 1917 г. у нас были хорошие отношения. Искусственная враждебность, возобладавшая в наших отношениях в период с 1917 по 1991 г., была почти исключительно на совести коммунистического режима.

Сразу же после распада Советского Союза Соединенные Штаты наладили нормальные отношения с государствами, возникшими на его территории, и "холодная война" моментально закончилась. Я не вижу никаких оснований для ухудшения в будущем отношений между нашими двумя странами, разве что Россия, стремясь восстановить свой утраченный статус "сверхдержавы", начнет целенаправленно поощрять антиамериканские настроения по всему миру. Некоторые признаки этого я усматриваю в "стратегическом союзе" с Китаем, в поддержке Ирака и Ирана и т. д. Но я также верю: новое российское руководство прекрасно осознает, что в его интересах поддерживать хорошие отношения с США и их союзниками, чтобы способствовать привлечению западных кредитов и инвестиций. И поэтому у меня есть все основания верить, что в будущем наши отношения будут не хуже, чем они были до 1917 г.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно