Примерное время чтения: 6 минут
199

Вивьен Вествуд, живущая сама по себе

НЫНЕШНИЕ панки знать не знают, что их нечесаные "хаеры", немыслимое рванье и прочие атрибуты "стиля бунтарей" 30 лет назад создала одна английская провинциалка, которой очень не хотелось прожить жизнь напрасно. Сегодня она суперзнаменита - Вивьен Вествуд, "королева панка", одна из самых талантливых модельеров второй половины ХХ века. И одна из самых больших хулиганок.

ВЕСТВУД саму можно рассматривать по частям. Вот руки - божественно хороши. Вествуд отвечает на вопросы, а длинные тонкие пальцы плетут в воздухе узор из слов, пауз, интонаций. Вот головка - в ореоле оранжевых кудряшек (цвет меняется в соответствии с модой). Тонкая шейка-стебелек, подтянутая, стройная фигура. Женщина-цветок. Назвать Вествуд "божьим одуванчиком" язык не поворачивается, несмотря на ее 60 лет. Скорее, маргаритка.

На пресс-конференцию в Москве дизайнер пришла в строгом костюме. Вроде бы - классический английский стиль... Но если присмотреться внимательнее, замечаешь, что талия заужена чуть больше, чем положено, и юбка чуть короче, и бедра чуть шире, и на шее вместо изящного кулона - серебряная свинья на цепочке. Вествуд балансирует на острой грани добропорядочности и дурного вкуса, зная, что именно эта острота притягательна.

Булавка для королевы

СОБСТВЕННО, в моду она вообще не собиралась идти. Ей просто категорически не нравилось быть обычной домохозяйкой - муж, сын, тихий английский городок. Вивьен почти физически ощущала, как жизнь проходит мимо. Она сбежала к брату, в Лондон. Брат учился, Вивьен работала учительницей. Но она успела вскочить в экспресс с названием "Жизнь" - в тот день, когда познакомилась с Малколмом Маклареном, тощим мрачноватым студентом, изучавшим историю искусств.

60-е заканчивались, хиппи поднадоели, и молодежи остро хотелось чего-то новенького. Этим новеньким стал стиль панк. Макларен с товарищами создали его философию, стилистику, музыку. Вествуд нашла для всего этого соответствующую упаковку.

Вествуд первой сделала себе ежик из обесцвеченных перекисью водорода волос - сей агрессивный причесон станет "фирменной маркой" панков всего мира (будущей королеве панков на тот момент исполнилось 29 лет). Это она первой надругалась над классической белой футболкой - оторвала рукава, распорола плечевые швы и связала лоскуты узлом на спине. Она первой придумала эти безумные одеяния - цепи и ошейники, разодранные штаны, майки с провокационными лозунгами и рисунками (тексты придумывал Макларен). Самым скандальным их творением стала майка с портретом английской королевы, чьи губы были проколоты английской же булавкой. Вествуд не делала моду - она первой создала стиль улицы. Их с Маклареном магазин "Секс" превратился в Мекку панков, их "лицом" стала группа "Секс Пистолз". При этом Вествуд совершенно не считала себя не только гениальным модельером, но модельером вообще: "Пока "Секс Пистолз" и панк-рок были так популярны, я и не думала о себе как о модельере. Мы просто открыли магазин, где впервые попытались делать одежду для парней, играющих такую музыку, и их подружек". В том, что Вествуд все-таки кое-что смыслит в искусстве создания одежды, она сама убедилась лишь в 1981-м, когда на лондонский подиум вышла ее первая коллекция "Пираты".

Панкующий романтик

"МЫ бунтовали против всего, что не принимало наше поколение. Но бунтарство затухло, и больше неоткуда было черпать силы. В какой-то момент я хотела бросить моделирование. Но потом стала изучать, как работают другие дизайнеры, и поняла: тот же Диор - это же стиль эпохи королевы Елизаветы! Да, он радикально изменил все, что увидел в том времени, добавил какие-то детали - немного опустил корсеты, сделал более пышными рукава. Но силуэты, образы - они пришли из прошлого! И я тоже решила обратиться к истории".

С этого момента фирменным стилем "Королевы панка" стал исторический романтизм. Вествуд перечитала горы книг и нашла "свое" время - эпоху Дюма и его "Трех мушкетеров". "Знаете, мне нужны были брюки... Такие штаны, которые выглядели бы так, словно их носило, не снимая, несколько поколений - оттянутые карманы, отвисшая задница. Я нашла подобную модель на одной из старинных гравюр. И это стало самой авангардной моделью начала 80-х. Из "Трех мушкетеров" родились мои "Пираты".

Она снова стала первопроходцем - первой перенесла в современную одежду сложный крой прошлых веков, первой вывела на подиумы турнюры, несколько модифицировав их: на ягодицах манекенщиц красовались яркие накладные подушечки. Она первой напомнила эмансипированным дамам, как это сексуально - когда талия затянута, а грудь поднята жестким корсетом. Но ее модели никогда не были точной копией исторического костюма - она легко интерпретирует то, что увидела. Собственно, именно этим она занималась всю жизнь - брала привычные вещи, выворачивала их наизнанку, раскладывала на составные части и создавала нечто, до сей поры невиданное.

Но если вы думаете, что, увлекшись историей, Вествуд забыла про эпатаж, то глубоко ошибаетесь. Хулиганит она не ради привлечения внимания к своей персоне, а потому что так живет: свободно, не считаясь ни с чьим мнением. 50-летняя модельер явилась в Букингемский дворец (про майку, портрет и булавку обе стороны предпочли не вспоминать) за королевской премией без нижнего белья. О чем тут же громко сообщила журналистам и невинно добавила: "Ну и что тут такого? Многие женщины не носят нижнего белья". Она может себе позволить иметь возлюбленного, который годится ей в сыновья и чья сексуальная ориентация весьма спорна. А ей нравится! Ей нравится, надев традиционную шотландскую юбку-килт, совершать вместе с ним велосипедные прогулки.

Настоящее Вествуд рисуется в мрачных тонах: "Тиражирование одежды не имеет ничего общего с модой. Вы посмотрите на то, что продается сегодня в магазинах. Вы не отличите работу одного дизайнера от другого". Самой Вествуд слиться с общей массой не грозит. Если на подиуме вы увидите коллекцию, где в причудливую смесь соединены стили и эпохи, цвета и ткани, сексуальность и классика, можете быть уверены - это сделала Вествуд.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно