...ОФИЦЕРУ хорошо жить в Америке. В Англии тоже неплохо, в Австралии, Франции, Канаде, Китае... А в России живется военному человеку худо и бедно. "Вот увидите, в следующем году будет еще хуже!" - с таким настроением служат в нашей армии офицеры. Сам президент обещает поднять им оклады с 2002 года, сулит реформы, которые оздоровят и укрепят армию, - но нет у служивых ни оптимизма, ни боевого задора. И за державу им обидно.
РАНЬШЕ, из-за железного занавеса, вероятного противника было не разглядеть. Первыми разницу между "их" военными базами и нашими военными городками воочию увидели журналисты. А офицерам реальная возможность сравнивать представилась, когда российские подразделения стали участвовать в миротворческих акциях ООН. На Балканах наши быстро разузнали, как живется в соседних "зонах ответственности", оценили спортивные залы, душевые, денежное довольствие и количество обслуги на каждого отдельно взятого солдата. А то, что в Македонии через американскую зону ответственности боевики проходили, как нож сквозь масло, а через нашу не прорвалась ни одна вооруженная группа, - так кто спорит, воевать мы, если хотим, умеем, вне зависимости от должностных окладов. О них и о других материальных подробностях жизни российского военнослужащего рассказывает полковник запаса Роберт БЫКОВ.
Оклады
НАШ сержант в Югославии получает 1100 долларов, примерно в пять раз больше, чем генерал-майор в России, и в полтора раза меньше, чем сержант американский: США считают нужным компенсировать своим военнослужащим тяготы разлуки с родиной. У нас попавшие в Югославию считают себя счастливчиками и сожалеют только, что служить им там выпадает не больше года. На родных просторах "старлей" с выслугой четыре года получает 2100 рублей, майор с двадцатью тремя годами выслуги - 2900 рублей, полковник с двадцатилетней выслугой - всего 3700 рублей, из которых 720 - за звание. Чтобы примерно вычислить соответствующие американские оклады, надо заменить слово "рубли" на "доллары" и еще немного прибавить. В Китае оклады офицеров на 20% превышают оклады сходных по рангу партийных и государственных чиновников (у нас - в три раза ниже).
Стоимость продпайка, выплачиваемая в российской армии военнослужащим, зависит от стоимости набора входящих в него продуктов (сейчас около 600 рублей). Но о продпайке даже столичные офицеры просят не напоминать: его задерживают по полгода и больше. "Что родить, что продпайка добиться, одно время нужно!"
Хлеб и бензин
А ВОТ в США дополнительные выплаты и льготы добавляют к окладу еще 50%, и офицер в результате получает в 5-10 раз больше установленного в стране прожиточного минимума. Зарплата военного растет в два раза быстрее средних "гражданских" зарплат, и в 1,8 раза обгоняет инфляцию. Не говоря уже о том, что в США существует специальная сеть военной торговли с магазинами и автозаправками, где цены на 25% ниже средних по стране. В России же реальные доходы офицеров из-за инфляции за последние 10 лет реально сократились в три раза.
Поэтому недавний указ президента о повышении окладов в армии на 20% (единственном за последние годы) офицеры восприняли со здоровым мужским скептицизмом. Во-первых, рост цен только в этом году - далеко за 20%, а во-вторых, отменяется установленная еще в 1936 году 50%-ная скидка на оплату жилья для военных.
Крыша над головой
В АБСОЛЮТНОМ большинстве стран мира офицеры обеспечиваются жильем по нормам значительно выше российских - либо военные получают солидную денежную компенсацию за наем жилья. В России, стране, где больше ста тысяч бесквартирных офицеров, компенсация платы за жилье от 177 до 444 рублей.
Если российский военнослужащий соберется отдохнуть, ему предложат "льготную" путевку: за 7 тысяч рублей для него самого и за 11 000 для его жены - в сумме это полугодовой оклад младшего офицера. Притом что государство даст ему на отдых шестьсот рублей и по триста рублей - его жене и несовершеннолетним детям.
...Считается, что все будет по-другому, когда российская армия станет наконец контрактной - как в Америке. Возможно, но только переход к новой системе тоже требует денег: в тех же США на это было потрачено больше 25 млрд. долларов.