Примерное время чтения: 3 минуты
257

АРМИЯ ПОСЛЕ ЧЕЧНИ - КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ? Генеральские реформы

Признав на словах необходимость профессиональной армии, получая за эти годы до 1/3 объемов федерального бюджета, генералы практически сорвали переход к ней.

ПРИЧИНЫ этого банально просты и те же, что и 5 лет назад. Это прежде всего - желание сохранить чрезмерно раздутые штаты Вооруженных Сил, когда число войсковых частей намного превосходит реальные людские ресурсы, потребности обороны и возможности страны, в то же время некомплект составляет около 600 тыс. чел. Но вместо сокращения штатной численности армии генералы, желая сохранить количество собственных должностей, пытаются пропустить через казарму всю нацию.

ДВА КОМАНДИРА НА СОЛДАТА

ЕЩЕ причина - перепроизводство командиров, когда, имея 3 млн. офицеров запаса, а в армии - едва ли не по два начальника на одного солдата, Россия ежегодно выпускает из военных училищ еще до 30 тыс. молодых офицеров. И это стало необходимостью: ведь столько же их увольняется в возрасте до 30 лет.

Интересна в этой связи статистика русской армии. За период с 1853 по 1879 г. (25 лет) из армии выбыло 65 тыс. офицеров, прибыло 73 тыс., в том числе из военных училищ - 17 тыс. (23%), из унтер-офицеров - 43 тыс. (59%), из отставки -12,5 тыс. (17%). При этом младших командиров в русской армии было в несколько раз больше, чем офицеров.

Следующая причина армейского непрофессионализма - плохой отбор при заключении контрактов с солдатами и сержантами, заполнение этих должностей женами военнослужащих (в Московском округе ПВО 25% - женщины) вместо первоочередного заключения контрактов со специалистами боевых расчетов и боевых подразделений. В итоге при наличии сотен тысяч контрактников из числа солдат и сержантов, по признанию Генштаба ВС РФ, в Чечне непосредственно участвуют в боевых действиях лишь 443 таких военнослужащих. Но зато теряем там сотни и тысячи молодых призывников.

Наконец, это - неоправданное принижение роли ВС как главной военной организации государства в обеспечении обороны страны при увеличении численности "других войск и формирований". Сегодня такие войска имеются в 23 министерствах и ведомствах, включая акционерные компании, куда направляется "защищать Отечество" каждый второй призывник.

БЫТЬ ОФИЦЕРОМ НЕ ТАК ПЛОХО

ВСЕ это, в свою очередь, является следствием отсутствия сколь-либо эффективного гражданского контроля за военной сферой, результатом политики бездарного проедания государственных средств под постоянный аккомпанемент спекуляций на проблемах военных. Проблемы у них есть, но они никак не в бедности. Так, на содержание в бюджете 1995 г. предусмотрено среднемесячное жалованье: офицеров - 776 тыс. руб., прапорщиков - 523 тыс. руб., солдат и сержантов по контракту - 382 тыс. руб., курсантов-контрактников - 281 тыс. руб. С учетом полного освобождения от налогов, бесплатного обмундирования и проезда на муниципальном транспорте, других выплат и льгот - это сегодня одна из социальных групп с уровнем жизни значительно выше среднего по стране.

Но дело не в деньгах. В конце концов военный - это человек, которому государство оплачивает труд по защите государственных же интересов с риском для жизни, а за такого рода риск слишком больших денег не бывает. Ставку надо делать на профессионалов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно