ОДНАЖДЫ уважаемый политолог Сатаров сказал мне: "У нас так много политики на телеэкране, потому что стране это нужно. Посмотрите, какие рейтинги у криминальных новостей и общественно-политических шоу! Стране, которой живется тяжело, не нужны телеразвлечения. У экрана расслабляются страны с высоким уровнем жизни". Вот почему, когда четыре с половиной года назад свежесозданный телеканал СТС заявил о себе как о "первом развлекательном телевидении на российском рынке", мои брови медленно переползли на спину. Развлекаться? Смеяться? Сейчас?
ВТОРОЙ раз брови поползли туда же на днях, когда я изучила данные исследовательской компании Gallup Media за февраль 2001 года. Показатели оказались просто сенсационными: по доле аудитории среди зрителей до 50 лет телеканал СТС занял ЧЕТВЕРТОЕ место, пропустив вперед только общенациональных "монстров" ОРТ, РТР и НТВ! Чтобы этот феномен не остался незамеченным в дыму-пылу сражений за передел телесобственности, я немедленно отправилась к гендиректору СТС Роману Петренко. Прямо в дверях прозрачного кабинета-аквариума не выдержала и нервно спросила без всякого приветствия: "Как же развлекательный телеканал умудрился занять лидирующие позиции в нашей заполитизированной стране?"
- Мы были первыми в России, кто решил, что наш зритель - это не все население Российской Федерации, а только его часть. Дело в том, что невозможно создать универсальный продукт, даже телевизионный, который бы нравился всем: старикам и детям, мужчинам и женщинам. Это нереально. Поэтому мы определили своего зрителя и стараемся максимально работать на него: подыгрывать его вкусам и соответствовать его ожиданиям. Невозможно добиться всеобщей любви, а любовь своей аудитории мы уже завоевали.
Второй секрет - специализация по программному продукту. То есть телеканал СТС старается показывать лучшее из телеразвлечений. Помните, разные каналы провозглашали разные позиции? Кто-то хотел видеть себя интеллектуальным каналом, кто-то семейным, кто-то делал новости, но все равно получалось размыто. А мы сказали себе - только развлечения только для нашей аудитории, ничего нудного, тяжелого. Все максимально легкое и динамичное.
- А вы осознавали, как вообще рискуете? Вводите 9-часовую кинолинейку, в то время как страна привыкла включить в 21.00 программу "Время" и застыть с бутылкой пива минут на 40...
- Телевизионные пристрастия аудитории очень разные. Одни включают телевизор для того, чтобы посмотреть исключительно новости, другие эти новости просто игнорируют. Мы ориентировались на зрителей, не одержимых новостями. Сейчас, кстати, когда нет потока экстремальных новостей, интерес к ним ослабевает... Плюс мы ведь показываем очень качественные и интересные фильмы каждый вечер в 21.00. Кроме того, специально придумали смешные анонсы с Софи Лорен, Шварценеггером... Вы их наверняка видели, их невозможно пропустить. Наш зритель уже на биологическом уровне помнит: каждый вечер в 21.00 - хороший фильм на СТС.
- Такой вот прорыв первого развлекательного канала в России - это потому, что мы тоже потихоньку стали жить лучше?
- Вы знаете, я бы не проводил параллелей. Просто в трудное время людям тоже хочется веселиться и радоваться жизни. Я путешествовал по многим странам, и мне кажется, что мы ощущаем себя... как-то несчастнее других. ТВ к этому, естественно, прилагает руку. Поэтому лично у нас на канале нет и не будет чернухи. Хотя так называемые чернушные программы дают хорошие рейтинги, мы себе не изменяем.
- А зачем вам при коммерческой успешности многосерийных художественных сериалов еще и собственное производство, программы типа "Первое свидание" или "Молодожены" опять же?
- В ближайшие два года все добротные проекты на российском ТВ обещают быть более-менее удачными и прибыльными. Для сравнения скажу, что в США, например, больше половины запускаемых программ просто проваливается. Для нас же сейчас очень хороший момент для создания новых проектов. Мы это понимаем и готовим ряд новых программ, конечно же развлекательных. Например очень смешное шоу "Гонки в супермаркете": соревнование между покупателями, которые быстро хватают все, что хотят купить, и быстро-быстро мчатся с тележками к кассе. А вообще мы уже готовимся к следующему году, потому что срок реального запуска каждой программы - минимум 4 месяца.
- Что касается новинок, так поговаривают, вы на СТС Сердючку перекупили?
- Да, мы приобрели целый пакет лучших развлекательных программ у компании "1+1". С 12 мая у нас пойдет "СВ-шоу" с Веркой Сердючкой, "Полное мамаду", "Комедийный квартет", "Скрытая камера". С успехом уже идет "Осторожно: модерн-2" с Нагиевым и Ростом во всех ролях.
- Это отлично, но не страдает ли зритель от перескоков программ с канала на канал?
- Страдает, конечно. Зритель даже ко времени определенному привыкает. Когда мы поставили вместо мелодраматичного сериала "Беверли Хиллз" фантастический "Стар Трек", аудитория недели две перестраивалась. Что касается "перетекания" программ... Просто наступил очередной передел телерынка. Хаотичная смена владельцев, переход передач - это утрясется.