ВСТРЕЧУ актриса назначила в одном милом грузинском ресторане. "Приходите, там будет благотворительный обед для моих стариков", - сказала Анастасия ВЕРТИНСКАЯ.
Не бейся лбом в дверь
- ВОТ мы сегодня здесь празднуем Рождество и старый Новый год. Я плохо чувствовала себя сегодня утром, у меня совсем не было настроения, но я пришла. Никогда не надо забывать о тех, кому хуже.
Вон тот человек с бородой всю жизнь настраивал музыкальные инструменты, но это не значит, что он не отдал свою жизнь искусству, просто он стоял по другую сторону сцены... Вот уже 9 лет я являюсь директором Благотворительного фонда актеров. Благодаря спонсорам ежемесячно что-то приплачиваю пожилым актерам к пенсии. Лекарства, похороны, пожары. Когда-то я мечтала о том, что мой фонд будет спонсировать творческие проекты молодых драматургов, актеров и режиссеров. Но на такого рода спонсорство у меня нет денег...
- С тех пор как вы помогаете людям, ощущаете особый мир с самой собой?
- Я иногда еду в машине и очень глупо улыбаюсь. Мне хорошо, потому что я кому-то помогла.
- В своей телепередаче "Другие берега" вы как-то сказали: то, что ценно для человека на каждый день, тленно для человечества в целом...
- На жизнь надо смотреть немного шире, чем через призму своей профессии. Профессия - это все временное. Человек обязательно должен тянуться к макромиру. В роковом возрасте - в 33 года - я перестала ценить мелкие житейские удовольствия. И сразу же поменялась вся жизнь. Пришло то, чего я хотела. А до этого у меня был характер сверхволевой. Я была, что называется, римским легионером. Некоторые обещания, которые я давала сама себе, не могла выполнить. И не понимала, почему я бьюсь лбом в дверь, а дверь не открывается... Моя подруга сказала мне: "Не бейся лбом в дверь, которая не может открыться". И я впервые научилась делать шаг назад: "Отступись! Значит, это не твой час". А потом приходило гораздо больше того, что ты хотела тогда. Если ты не слышишь жизни, то ты дурак. Мне часто задают вопрос: "Как же вы бросили театр?" Но я не представляю, что было бы, если бы я не катапультировалась из стен театра.
- Вы о МХАТе?
- Да и о "Современнике" тоже. Я бы просто не состоялась как личность. Если не пересматривать себя в процессе жизни как минимум 7 раз, ты не состоишься. Я не верю в убогое существование, когда сидишь в театре и рыдаешь, что не дают ролей. Можно книгу почитать, написать что-то самой, поинтересоваться чем-то... Если уткнуться в телевизор или просто какую-нибудь проблему, дальше будешь рутинно прозябать. Нужно все время поворачиваться спиной к невыгодной мизансцене. Если провести параллель с моей личной жизнью, то, когда я была влюблена в какого-то мужчину, а он кокетничал с другой женщиной, я всегда поворачивалась спиной. Я испытывала ревность, но инстинктивно понимала, что, если начну в это вникать, это меня затянет. Женщина слаба, ранима, я никогда не хотела стать брошенной любовницей, брошенной женой или просто домашней женой.
- Когда вы работали в "Современнике", вы стриглись "под горшок", вставляли в нос вату...
- Чтобы опростить свою внешность. "Современник" был театр социальный. Это неправда, что у актера безграничное амплуа. Любой актер имеет границы. Конечно, бывают гении, как Смоктуновский, который может играть дурака, угоняющего машины, и Гамлета. Но я не гений, поэтому мне пришлось по крупицам все завоевывать... Я им никогда не была нужна - что называется "чистая героиня". Они не знали, что делать с моим лицом и вообще с таким типом. Хотя я была известна уже как киноактриса. Но в этом театре никто на это не обращал внимания. Они сами там все были известны и снимались в кино.
- Со времен "Алых парусов" прошло уже 40 лет... Вам не страшно от этой мысли?
- Нет. Меня, может быть, страшит будущее. Мне от папы передалось одно неблаговидное качество - я несколько небрежно отношусь к своему прошлому. Вот он умер и не собирал свой архив - у меня много лет ушло на то, чтобы его собрать. Так и я. Я совершенно наплевательски отношусь к тому ценному, что было в моей актерской биографии. Когда мне задают вопросы о творчестве, у меня ощущение, что разговор идет не обо мне, а о каком-то другом человеке.
Я еще не жила
- Вас сегодня очень много хвалили ваши друзья...
- Ужасно этого не люблю. Знаю людей, которые, извините, вставляют себе в одно место соломинку и раздуваются до размеров слона. Потом все это лопается - остается только шкурка. Когда-то над моей кроватью висела фраза из "Фауста" Гете: "И не смело б веков теченье следа, оставленного мной". Я, правда, потом это изречение сняла, но текст... Он остался у меня внутри. Это не значит, что ты должен поставить себе бронзовый памятник при жизни. Это глупо. История листает страницы, она сама знает, кого увековечивать. Я хотела бы, чтобы течение не стерло моего простого человеческого следа...
- Сегодня вы в первую очередь кто?
- Мне трудно ответить на этот вопрос... Могу сказать только одно. У Чехова дядя Ваня восклицает: "Я не жил, не жил!" Я сейчас эту фразу могу сказать так же громко, как дядя Ваня. Я фанатически любила театр, шла ради него на все жертвы, допустимые и недопустимые. Но, судя по всему, занимаясь театром и кино с 15 лет, перестаралась. С возрастом мне не кажется, что быть только артисткой хорошо. Поэтому с криком: "Я не жил, не жил!" - иду дальше, преподаю, хочу делать программу "Другие берега" на телевидении... У человека культуры нет своей ниши на TВ. После моей передачи зрители звонили с благодарностью за то, что им открыли другой мир, других людей, а не в очередной раз показали тех, кто убивает, провозит наркотики и продает проституток.
- А как вы оцениваете "Женский взгляд" Оксаны Пушкиной?
- Оксана Пушкина приглашала меня к себе, но я вежливо сказала, что это совсем не мое. Понимаете, мне неловко, когда люди рыдают над моим постельным бельем! Мне кажется это чудовищной пошлостью. Я поражена, почему в стране, у которой есть Чехов, бежавший от этой пошлости, как от огня, как от чумы, это так культивируется? На самом деле в этих женских историях - все вранье. Чтобы это было не вранье, разговор должен быть очень сложный, обстоятельный и иногда жесткий. А если я встретилась с вами и уже плачу, и хочу услышать, как вы расстались с Петей... И я опять рыдаю... Но не в этом интерес - какой муж за каким шел, от кого дети... Интересна личность. Не все люди с громкими именами являются личностями. Совсем не все.
- Чем занимается ваш сын?
- У Степана рекламное агентство.
- Вы сейчас живете одна...
- Это не одиночество - это я вам сразу скажу. Я окружена семьей. Сын, невестка, два потрясающих внука - старшая Александра Степановна и младший Василий Степанович, родственники невестки, сестра, племянницы... Поэтому одиночество мне только снится. Я иногда вырываюсь домой, чтобы хоть немного побыть одной.
- Я имела в виду, что вы без мужчины.
- Во-первых, я не без мужчины. Если я не замужем, это совершенно ничего не значит. А во-вторых, должна вам сказать, что существует ряд призваний, которые невозможны без состояния одиночества. Когда ты замкнут в тишине, ты можешь наконец заняться творчеством. Одиночество - питательная среда, очень плодотворная. А если рассуждать с точки зрения толстой бабы, которая лежит на диване, смотрит телевизор и у нее нет причины худеть, потому что мужика нет, то это, наверное, и называется одиночеством.