Примерное время чтения: 5 минут
445

Киномамы больше нет

ЧЕРЕЗ месяц народной артистке СССР Любови Соколовой исполнилось бы 80 лет. Юбилейный вечер должен был состояться в Доме кино, и она так к нему готовилась! Но у судьбы были совсем другие планы...

ЛЮБОВЬ Сергеевна никогда не боялась смерти. И когда в одной из медицинских клиник ей сказали о необходимости сделать операцию на сердце (коронарное шунтирование) и выставили при этом солидный счет, актриса отказалась: "Таких денег у меня нет, а просить не стану. Сколько Бог даст, столько и проживу".

"Я еще и кинобабушка"

Я ПОЗНАКОМИЛСЯ с ней лет пять назад. Мы созвонились, и Любовь Сергеевна пригласила к себе в гости, в "киношный" дом на улице Черняховского. Войдя в ее небольшую квартиру и увидев перед собой известное каждому и ставшее почти родным лицо, поначалу даже не поверил, что это она, наша киномама. "Первым так окрестил меня режиссер Ниточкин, - рассказывала актриса. - Помню, во время съемок услышала за спиной: "Ну где же наша всесоюзная киномама?" Поначалу и не подумала, что про меня это. А потом так и приклеилось. Называли и "всесоюзной", и "вселенской". Только не забывайте, что я еще и кинобабушка".

О своих работах в кино Любовь Сергеевна говорить как-то не очень любила. "Да я всех своих ролей и не помню. Сколько их было? Сотни три, наверное, наберется". Одним из своих самых любимых фильмов считала "Доживем до понедельника" Ростоцкого, в котором сыграла эпизодическую роль матери непутевого ученика, которую вызывает в школу герой Вячеслава Тихонова. "Я настолько отдалась работе, - вспоминала она, - что потом два дня голова просто раскалывалась. По сценарию должна была дать сыну подзатыльник. Мальчишечка снимался такой забавный. Перед тем как режиссер скомандовал "Мотор", мальчонка попросил меня: "Вы не очень-то дуплите, ладно?" Думал, наверное, что я ему в кадре голову оторву".

Кстати, в творческом багаже народной артистки не было ни одной главной роли. Сама она объясняла это тем, что должна была заниматься семьей и надолго отлучаться из дома просто не могла. А вот от отрицательных ролей Соколова отказывалась принципиально. "В жизни и так много плохого, а тут еще на себя такой груз вешать", - говорила она.

Когда интервью было закончено и я собрался уходить, Любовь Сергеевна удивленно спросила: "А как же чай? Я специально перед вашим приходом в магазин сбегала, пирожных купила. Да, такой забавный случай вышел. Я по пути зашла на рынок и взяла десяток яиц. Прихожу домой, а в пакете - на два яйца больше. Ошибся продавец, думаю, и понесла лишние яйца обратно. А оказалось, он нарочно так сделал. Подарок, говорит..."

"Соловей-разбойник"

НАВЕРНОЕ, никто не вспомнит, чтобы у Соколовой на людях было плохое настроение. На лице всегда улыбка, в глазах - озорной блеск. Не зря же Сергей Герасимов называл ее Соловей-разбойник. "Конечно же, я оптимист, - говорила актриса. - Ведь я пережила блокаду, а это... Жила в Ленинграде, в сороковом поступила в институт на актерский факультет к Герасимову. В институте встретила будущего мужа. В мае расписались, а в июне - война. А потом обрушилась и блокада... И не думала, что выживу. На Фонтанке садилась умирать - не смогла... В этой блокаде потеряла мужа - красавец был, высоченный, Черкасова дублировал. Схоронила свекровь. После такого мне теперь ничто не страшно. Был бы хлеб, а остального человек сам добьется, если есть здоровье".

Личная жизнь у народной любимицы так и не сложилась. Второй муж, известный кинорежиссер Георгий Данелия, ушел к другой женщине, сын Николай трагически погиб. Единственным утешением оставалась красавица-внучка, в которой бабушка пыталась воспитать главные, на ее взгляд, человеческие качества - терпение и выдержку. "Без этого сегодня не выжить, - неизменно повторяла Любовь Сергеевна. - Иной раз смотрю на людей и плачу: так их жалко. Готова выйти и как те, кто 600 лет назад преградил дорогу воинству Тамерлана, крикнуть: "Люди, остановитесь! Что вы делаете?" Не понимаю, как можно убивать себе подобного? Ведь каждый человек настолько красив!"

В последнее время актриса с удовольствием перечитывала Чехова. Больше всего ей нравился монолог Ольги из "Трех сестер", которую она играла в Театре киноактера: "Пройдут годы, мы уйдем, нас забудут, забудут наши имена, голоса. Но наши страдания перейдут в радости для тех, кто будет жить после нас. Если б знать, если б знать..."

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно