ЦЕЛЫЙ месяц профсоюз авиационных специалистов (ПрАС) "Аэрофлота" держал пассажиров в напряжении. Люди, отвечающие за ремонт и наземное обслуживание самолетов, грозили забастовать с 30 июня по 30 июля. И даже провели одну предупредительную акцию - на час.
Страшно!
АДМИНИСТРАЦИЯ "Аэрофлота" не испугалась - не на тех напали. Зато пассажиры струхнули здорово. На их головы ушат за ушатом выливались леденящие душу подробности.
Работники "Аэрофлота" сообщали, что им приходится "зачастую закрывать глаза на некоторые мелочи при подготовке лайнеров к вылету". Все это - из-за нехватки технических и людских ресурсов.
Во всемирной сети Интернет были "подвешены" приказы и указания руководства авиакомпании, в частности, летного директора В. И. Перепелицы, начальника инспекции по безопасности полетов А.А. Колдунова и зам. директора летного комплекса Н. А. Баландина с подписями, похожими на их собственноручные. Там предлагалось "в связи с острой производственной необходимостью и отсутствием в наличии полного количества бортпроводников выполнять полеты в сокращенном составе и менее минимального состава кабинного экипажа без учета качества сервиса на борту". Рядом "висела" инструкция, как должен вести себя экипаж в составе "менее минимального" в случае необходимости действий по аварийному расписанию: кто чье место занимает. И перечислены рейсы, слетавшие в мае в таком "опасном" составе: на Гамбург, Екатеринбург, Франкфурт, Хельсинки, Уфу, Омск, Ригу, Киев, Новосибирск, Стокгольм, Сочи, Ларнаку, Дубай, Анталью и Хургаду. Случись что на любом из этих бортов, экипажа не хватило бы на то, чтобы обеспечить безопасность пассажиров.
Как следует напугав потенциальных клиентов, работники компании одумались. И забастовщики, и их работодатели принялись в один голос твердить, что забастовка ничем не опасна. ПрАС объяснил, что бастовать - не означает совсем не выполнять своих обязанностей. Просто каждый день с 6.00 до полудня, а затем с 18.00 до полуночи техники не будут заниматься подготовкой лайнеров "Аэрофлота" к полетам. Однако неподготовленными самолеты не взлетят: они будут дожидаться, пока специалисты возобновят работу. Из-за этого рейсы будут задерживаться. Так было и во время предупредительной акции - 13 мая. За час было задержано 14 рейсов. Каждый - в среднем на 20 минут.
Профсоюзная жизнь
ПРОФСОЮЗОВ в "Аэрофлоте" три или четыре: кроме непримиримого профсоюза авиационных специалистов действует еще профсоюз авиационных работников, пилотов, бортпроводников и т. п. Они не проявляют пролетарской солидарности. "Отстаивать свои интересы можно и мирным путем, - заявили нам в профсоюзе авиационных работников. - ПрАС - единственный профсоюз, не заключивший с администрацией коллективного договора. Почему они этого не сделали?"
Сейчас им легко рассуждать. А чуть больше месяца назад бортпроводники тоже были на грани нервного срыва. Дело в том, что, начиная с прошлого года, "Аэрофлот" потихоньку переводит своих работников на новую контрактную систему. Пилоты перешли еще в прошлом году. Сейчас контракты подписали бортпроводники. Контракт предполагает новую систему оплаты труда. Раньше зарплата зависела от того, в какую страну борт летит, от того, отечественный это самолет или импортный. Теперь - исключительно от налета часов. Зарплата у контрактников выросла в 3 раза. Пилоты получают до 100 000 руб. Представители авиационного технического центра "Аэрофлота" остались чуть ли не последними, для кого новые условия оплаты пока не разработаны. Их средняя зарплата 7400 - вдвое выше, чем по отрасли в целом, но во много раз меньше, чем получают их коллеги в западных компаниях ("Люфтганза", например, платит по 1,5 тыс. долл.). Техники хотят получать в среднем до 60% того, что имеют летчики.
Руководитель пресс-службы Ирина Данненберг от имени своей компании призвала пассажиров не беспокоиться: администрация "Аэрофлота" подписала с ПрАСом соглашение о том, что в ближайшие полтора месяца будут разработаны предложения по улучшению условий труда работников АТЦ, так что до месячной забастовки дело не дойдет. По слухам, работникам даже пообещали премии.
Непонятно только одно. Все ужасы о том, что происходит в "Аэрофлоте", все эти составы "менее минимального" и нехватка технических ресурсов, короче, все то, что пассажиры узнали о работе компании за последний месяц, - это правда или так, риторика в пылу классовой борьбы?
P. S. Акции протеста служили фоном для подготовки и проведения ежегодного акционерного собрания. В начале года около 29% акций скупили офшорные структуры, как утверждают эксперты, близкие "Сибнефти" и Роману Абрамовичу. После скупки на рынке почти не осталось свободных акций компании. Что теперь происходит внутри "Аэрофлота" - сказать сложно. Международные эксперты даже снизили деловой рейтинг компании - за непрозрачность.